Профессиональная этика в спортивной медицине. Что такое спортивная этика? О процессе поступления


1 Понятие о спортивной этике Профессионализация спорта и спортивная этика. Профессионализация спорта в последнюю четверть XX начала ХХI века приобрела почти всеобщий характер. Однако, профессиональный спорт, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы про­фессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы. Профессионализация спорта и спортивная этика. Профессионализация спорта в последнюю четверть XX начала ХХI века приобрела почти всеобщий характер. Однако, профессиональный спорт, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы про­фессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы. Под спортивной этикой понимается система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере спорта. Под спортивной этикой понимается система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере спорта.


Каково же содержание общих принципов спортивной этики в условиях профессионализма? Каково же содержание общих принципов спортивной этики в условиях профессионализма? Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необ­ходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности). Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необ­ходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).


Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, – этика требует их беречь. Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, – этика требует их беречь. Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа. Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа. Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности. Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности. Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей


2 Основы этичного поведения в спорте Что же является основой для честного и этического поведения в спорте? Что же является основой для честного и этического поведения в спорте? Этический кодекс. Наличие и принятие (и приверженность к) установленного кодекса поведения/этического кодекса спортсменов, тренеров, официальных лиц и т.д. Во время Олимпийских игр Этический кодекс МОК применяется по отношению ко всем участникам. Другими словами, к индивидуальным и командным соперникам; официальным лицам, руководителям и другим членам любой делегации; судьям и членам судейской команды; всем остальным аккредитованным лицам. Этический кодекс. Наличие и принятие (и приверженность к) установленного кодекса поведения/этического кодекса спортсменов, тренеров, официальных лиц и т.д. Во время Олимпийских игр Этический кодекс МОК применяется по отношению ко всем участникам. Другими словами, к индивидуальным и командным соперникам; официальным лицам, руководителям и другим членам любой делегации; судьям и членам судейской команды; всем остальным аккредитованным лицам. Права человека. Основные права человека, а также отсутствие эксплуатации, уважение к достоинству и ценности человеческой личности, самоопределение и право на частную жизнь. Права человека. Основные права человека, а также отсутствие эксплуатации, уважение к достоинству и ценности человеческой личности, самоопределение и право на частную жизнь. Принципы естественного права. Наличие политики и процедур, соответствующих естественному праву (надлежащая правовая процедура), включая такие аспекты, как согласие, основанное на получении информации, отсутствие предубеждения, отсутствие конфликта интересов и право обжалования. Принципы естественного права. Наличие политики и процедур, соответствующих естественному праву (надлежащая правовая процедура), включая такие аспекты, как согласие, основанное на получении информации, отсутствие предубеждения, отсутствие конфликта интересов и право обжалования.


Обязанность соблюдать осторожность. Стремление к высоким результатам руководствуется ценностями, политикой и действиями, которые подчеркивают обязанность соблюдать осторожность в отношении себя и других. Соответствующие вопросы могут включать в себя дисциплину, здоровье спортсмена, работу с несовершеннолетними, работу с молодыми девушками, страдающими отсутствием аппетита, транспортные условия, физические риски и так далее. Обязанность соблюдать осторожность. Стремление к высоким результатам руководствуется ценностями, политикой и действиями, которые подчеркивают обязанность соблюдать осторожность в отношении себя и других. Соответствующие вопросы могут включать в себя дисциплину, здоровье спортсмена, работу с несовершеннолетними, работу с молодыми девушками, страдающими отсутствием аппетита, транспортные условия, физические риски и так далее. Практика деловых отношений. Сюда относятся неэтичные и или нелегальные деловые отношения, включая ложную информацию или информацию, вводящую в заблуждение, подачу неправильных данных (например, о квалификации), незаконное присвоение собственности (включая список членов, предложения спонсорства), маркетинговую деятельность, кон­тракты спортсменов, договоры личного найма (тренера), случаи мошенничества, разглашение информации, методы переманивания (например, страховые полисы на выступления спортсменов). Практика деловых отношений. Сюда относятся неэтичные и или нелегальные деловые отношения, включая ложную информацию или информацию, вводящую в заблуждение, подачу неправильных данных (например, о квалификации), незаконное присвоение собственности (включая список членов, предложения спонсорства), маркетинговую деятельность, кон­тракты спортсменов, договоры личного найма (тренера), случаи мошенничества, разглашение информации, методы переманивания (например, страховые полисы на выступления спортсменов).


Специфическая область. Выбранный курс и деятельность по таким вопросам, как: Специфическая область. Выбранный курс и деятельность по таким вопросам, как: – равенство полов; – равенство полов; – мультикультурализм; – мультикультурализм; – расизм; – расизм; – дискриминация; – дискриминация; – интеграция спортсменов-инвалидов; – интеграция спортсменов-инвалидов; – притеснения; – притеснения; – безопасность; – безопасность; – спорт, свободный от наркотиков. – спорт, свободный от наркотиков.


Например, что может указывать на приверженность идее искоренения дискриминации? Например, что может указывать на приверженность идее искоренения дискриминации? – существует процедура обжалования и независимый комитет, независимое лицо; – существует процедура обжалования и независимый комитет, независимое лицо; – обеспечение конфиденциальности; – обеспечение конфиденциальности; – право представительства; – право представительства; – отсутствие финансовых барьеров в случае обжалования; – отсутствие финансовых барьеров в случае обжалования; – предоставление преимущественных прав на вовлечение меньшинств; – предоставление преимущественных прав на вовлечение меньшинств; – равные возможности (в отношении объективности и доступности, отсутствия гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и т. д.); – равные возможности (в отношении объективности и доступности, отсутствия гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и т. д.); – критерий проведения тендера на заключение контрактов (с целью гарантировать вознаграждение надлежащим продавцам). – критерий проведения тендера на заключение контрактов (с целью гарантировать вознаграждение надлежащим продавцам).


Система контроля качества. Внутренний контроль качества за этическими действиями может включать в себя: Система контроля качества. Внутренний контроль качества за этическими действиями может включать в себя: – обзор проводимого курса, какие существуют стратегии-процедуры; их ясность, проработанность, специфические шаги по решению проблем, обзор специфических целей и систем мониторинга; – обзор проводимого курса, какие существуют стратегии-процедуры; их ясность, проработанность, специфические шаги по решению проблем, обзор специфических целей и систем мониторинга; – обзор процесса: как разрабатываются и выполняются стратегии и программы; – обзор процесса: как разрабатываются и выполняются стратегии и программы; – обзор программы: включаются ли олимпийские ценности, этические положения в процесс принятия решений и выполнения программ; – обзор программы: включаются ли олимпийские ценности, этические положения в процесс принятия решений и выполнения программ;


Цели этичного поведения в спорте. Например, что может продемонстрировать приверженность спорту, свободному от наркотиков? Цели этичного поведения в спорте. Например, что может продемонстрировать приверженность спорту, свободному от наркотиков? – выполнение национальной антидопинговой политики; – выполнение национальной антидопинговой политики; – процент необъявленных тестов по отношению к объявленным тестам; – процент необъявленных тестов по отношению к объявленным тестам; – независимый тест Международной федерации; – независимый тест Международной федерации; – независимые эксперты по проведению тестов на Олимпийских играх / спортивных соревнованиях; – независимые эксперты по проведению тестов на Олимпийских играх / спортивных соревнованиях; – определение результатов всех тестов; – определение результатов всех тестов; – участие в обзорах случаев использования допинга; – участие в обзорах случаев использования допинга; – образование по вопросам спорта, свободного от допинга (семинары, распространение материалов); – образование по вопросам спорта, свободного от допинга (семинары, распространение материалов); – процент спортсменов, тренеров, членов, посетивших семинары по вопросам спорта, свободного от допинга; – процент спортсменов, тренеров, членов, посетивших семинары по вопросам спорта, свободного от допинга; – услуги консультирования, реабилитации; – услуги консультирования, реабилитации; – присутствие адвоката спортсмена на соревнованиях. – присутствие адвоката спортсмена на соревнованиях.


Например, что может указывать на приверженность организации идее честного и этического спорта? Например, что может указывать на приверженность организации идее честного и этического спорта? – этический кодекс, учрежденный для спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев (наряду с процедурами строго соблюдения правил и механизмами мониторинга); – этический кодекс, учрежденный для спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев (наряду с процедурами строго соблюдения правил и механизмами мониторинга); – справедливая игра, включенная в курсы развития мастерства, про грамм развития лидерства и работу семинаров; – справедливая игра, включенная в курсы развития мастерства, про грамм развития лидерства и работу семинаров; – продемонстрированная приверженность идее спорта, свободного от допинга (выработанные стратегии, процедуры и механизмы мониторинга); – продемонстрированная приверженность идее спорта, свободного от допинга (выработанные стратегии, процедуры и механизмы мониторинга); – эффективные стратегии борьбы с притеснениями; – эффективные стратегии борьбы с притеснениями; – верность, принципам естественного права, надлежащих правовых процедур, включая право быть услышанным, право обжалования и отсутствие предубеждения; – верность, принципам естественного права, надлежащих правовых процедур, включая право быть услышанным, право обжалования и отсутствие предубеждения;


Что может указывать на то, что возможности в спорте равны и доступны для всех? Что может указывать на то, что возможности в спорте равны и доступны для всех? – отсутствие гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев; – отсутствие гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев; – количество и тип программ, разработанных для меньшинств или групп, недостаточно представленных в спорте (например, местные группы, группы инвалидов, лиц с низким социально- экономическим статусом); – количество и тип программ, разработанных для меньшинств или групп, недостаточно представленных в спорте (например, местные группы, группы инвалидов, лиц с низким социально- экономическим статусом); – в какой степени реализация программ и услуг осуществляется на официальных языках; – в какой степени реализация программ и услуг осуществляется на официальных языках; – наличие программ по выработке стратегий, направленных на борьбу с притеснениями. – наличие программ по выработке стратегий, направленных на борьбу с притеснениями.


Комиссия МОК по этике. После обсуждения тем, касающихся подачи заявки Солт-Лейк-Сити на принятие Олимпийских игр в апреле 1999 года, для активного решении определенных этических проблем МОК создал постоянно действующую Комиссию по этике. Этический кодекс МОК применяется к членам МОК, всем НОК, ОКОИ, городам, претендующим на организацию Олимпийских игр, и участникам самих Игр. МСФ также могут принять решение о применении Этического кодекса МОК по отношению к себе. После обсуждения тем, касающихся подачи заявки Солт-Лейк-Сити на принятие Олимпийских игр в апреле 1999 года, для активного решении определенных этических проблем МОК создал постоянно действующую Комиссию по этике. Этический кодекс МОК применяется к членам МОК, всем НОК, ОКОИ, городам, претендующим на организацию Олимпийских игр, и участникам самих Игр. МСФ также могут принять решение о применении Этического кодекса МОК по отношению к себе. Комиссия состоит из двух членов МОК, включает одного спортсмена и шесть ведущих независимых лиц, известных своим независимым духом, компетентностью и международной репутацией. Она проводит заседания каждые два года. Комиссия состоит из двух членов МОК, включает одного спортсмена и шесть ведущих независимых лиц, известных своим независимым духом, компетентностью и международной репутацией. Она проводит заседания каждые два года. Формально одобренная на 108-й Сессии в Лозанне в марте 1999 года, Комиссия по этике отвечает за: Формально одобренная на 108-й Сессии в Лозанне в марте 1999 года, Комиссия по этике отвечает за: – пропаганду положительной этики; – пропаганду положительной этики; – обеспечение прозрачности и подотчетности в применении этических стандартов; – обеспечение прозрачности и подотчетности в применении этических стандартов; – обеспечение четкости и применения стандартов и правил, содержащихся в Кодексе поведения МОК, который должен быть выпущен в ближайшее время; – обеспечение четкости и применения стандартов и правил, содержащихся в Кодексе поведения МОК, который должен быть выпущен в ближайшее время; – обеспечение всеобъемлющего, реалистичного и эффективного решения этических проблем. – обеспечение всеобъемлющего, реалистичного и эффективного решения этических проблем. Комиссия рассмотрит все случаи противоречия данным принципам и правилам с тем, чтобы в дальнейшем выработать рекомендации Исполнительному комитету МОК Комиссия рассмотрит все случаи противоречия данным принципам и правилам с тем, чтобы в дальнейшем выработать рекомендации Исполнительному комитету МОК


3 Понятие о Fair play – «справедливая игра» На церемонии Открытия Олимпийских игр один из спортсменов приносит клятву от имени всех спортсменов. Одно из официальных лиц от имени всех судей и официальных лиц тоже приносит подобную клятву. Эти присяги обязывают спортсменов и официальных лиц придерживаться правил, которые управляют Олимпийскими играми «в истинно спортивном духе». Олимпийская клятва состоит их двух частей: соблюдение правил и поведение в спортивном духе. Понятие «справедливая игра» охватывает обе эти части, хотя иногда оно больше относится к соблюдению правил, а иногда обозначает проявление спортивного духа. На церемонии Открытия Олимпийских игр один из спортсменов приносит клятву от имени всех спортсменов. Одно из официальных лиц от имени всех судей и официальных лиц тоже приносит подобную клятву. Эти присяги обязывают спортсменов и официальных лиц придерживаться правил, которые управляют Олимпийскими играми «в истинно спортивном духе». Олимпийская клятва состоит их двух частей: соблюдение правил и поведение в спортивном духе. Понятие «справедливая игра» охватывает обе эти части, хотя иногда оно больше относится к соблюдению правил, а иногда обозначает проявление спортивного духа..


Справедливая игра демонстрирует отношения и модели поведения в спорте, согласующиеся с убеждением, что спорт является этическим занятием. Оно исключает акты насилия, обман, использование наркотиков и любые формы эксплуатации в попытке добиться победы. Когда в спорте появляются элементы, подобные этим, теряется истинный дух соревнования и исчезают причины заниматься спортом Справедливая игра демонстрирует отношения и модели поведения в спорте, согласующиеся с убеждением, что спорт является этическим занятием. Оно исключает акты насилия, обман, использование наркотиков и любые формы эксплуатации в попытке добиться победы. Когда в спорте появляются элементы, подобные этим, теряется истинный дух соревнования и исчезают причины заниматься спортом


Справедливая игра не означает соблюдения письменных правил, скорее, она описывает правильные отношения спортсменов и спортсменок и правильный дух, который проявляется в уважении друг к другу и оберегает от физических и психологических травм. Честность означает попытку поставить себя на место другого и поступать, исходя из этого. Справедливая игра – это, прежде всего, вопрос личных убеждений. Справедливая игра не означает соблюдения письменных правил, скорее, она описывает правильные отношения спортсменов и спортсменок и правильный дух, который проявляется в уважении друг к другу и оберегает от физических и психологических травм. Честность означает попытку поставить себя на место другого и поступать, исходя из этого. Справедливая игра – это, прежде всего, вопрос личных убеждений. Спортивные федерации на региональном национальном и международном уровнях вносят важный вклад в формирование окружающей обстановки в духе справедливой игры устанавливая и применяя правила и положения, занимаясь подготовкой тренеров, рефери, судей, медицинских работников и других официальных лиц. Спортивные федерации на региональном национальном и международном уровнях вносят важный вклад в формирование окружающей обстановки в духе справедливой игры устанавливая и применяя правила и положения, занимаясь подготовкой тренеров, рефери, судей, медицинских работников и других официальных лиц.


Правительства и, особенно, общественные и частные учреждения образования также несут ответственность за возникновение и формирование отношения к принципу справедливой игры. Образовательный процесс должен быть направлен не только на активного участника спортивной жизни, но и на потребителя зрителя. Правительства и, особенно, общественные и частные учреждения образования также несут ответственность за возникновение и формирование отношения к принципу справедливой игры. Образовательный процесс должен быть направлен не только на активного участника спортивной жизни, но и на потребителя зрителя. Свою роль в пропаганде справедливой игры играют зрители и средства массовой информации. Не следует забывать, что на процесс социализации людей оказывают влияние не только хорошие, но и плохие примеры в спорте. Свою роль в пропаганде справедливой игры играют зрители и средства массовой информации. Не следует забывать, что на процесс социализации людей оказывают влияние не только хорошие, но и плохие примеры в спорте.


Считается, что общественное движение Fair play уже сформировалось. На мировом уровне его ассоциируют с существующим более сорока лет Международным комитетом Fair play. Важнейшая функция Комитета ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Fair play или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов. Считается, что общественное движение Fair play уже сформировалось. На мировом уровне его ассоциируют с существующим более сорока лет Международным комитетом Fair play. Важнейшая функция Комитета ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Fair play или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов.


Наиболее общие проявления (принципы) Fair play: 1 Оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной соревновательной ситуации. Первая же из присужденных международных наград, датируемая 1964г., относится к этой категории. В ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш (Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу, который затем выиграл золотую медаль. 1 Оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной соревновательной ситуации. Первая же из присужденных международных наград, датируемая 1964г., относится к этой категории. В ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш (Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу, который затем выиграл золотую медаль.


2 Исправление в пользу соперников судейской ошибки. Типичный пример из награждений за 1997г. – диплом российскому фехтовальщику Станиславу Позднякову. В финальном бою Кубка мира, в котором соперник Позднякова лидировал, судья ошибочно присудил удар в пользу Позднякова. Но тот после во­зобновления боя демонстративно не оказал сопротивления, дав сопернику возможность нанести удар и тем, восстановив справедливость. Несмотря на это, Поздняков бой выиграл. 2 Исправление в пользу соперников судейской ошибки. Типичный пример из награждений за 1997г. – диплом российскому фехтовальщику Станиславу Позднякову. В финальном бою Кубка мира, в котором соперник Позднякова лидировал, судья ошибочно присудил удар в пользу Позднякова. Но тот после во­зобновления боя демонстративно не оказал сопротивления, дав сопернику возможность нанести удар и тем, восстановив справедливость. Несмотря на это, Поздняков бой выиграл.


3 Отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями. На Чемпионате Европы 1971 г. швейцарка Мета Антенен лидировала в прыжке в длину. Ее самая опасная соперница немка Ингрид Миклер-Беккер была вызвана на эстафету до того, как закончила прыжки. Антенен попросила судей продлить время очередного перерыва и в итоге уступила сопернице титул чемпионки. 3 Отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями. На Чемпионате Европы 1971 г. швейцарка Мета Антенен лидировала в прыжке в длину. Ее самая опасная соперница немка Ингрид Миклер-Беккер была вызвана на эстафету до того, как закончила прыжки. Антенен попросила судей продлить время очередного перерыва и в итоге уступила сопернице титул чемпионки.


4 Отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия. На турнире Гран-при по настольному теннису 1988 г. в Барселоне в решающей игре Анджей Груббаь (Польша) вел со счетом 19:17, когда его соперник потребовал наказать Груббу за неправильно сыгранный мяч. Протест был отклонен судьей, но Грубба отказался от двух спорных очков и проиграл матч. 4 Отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия. На турнире Гран-при по настольному теннису 1988 г. в Барселоне в решающей игре Анджей Груббаь (Польша) вел со счетом 19:17, когда его соперник потребовал наказать Груббу за неправильно сыгранный мяч. Протест был отклонен судьей, но Грубба отказался от двух спорных очков и проиграл матч. Таким образом, можно различить три типа этических принципов спорта: Таким образом, можно различить три типа этических принципов спорта: – требующие конкретного поступка; – требующие конкретного поступка; – определяющие этику игровой деятельности; – определяющие этику игровой деятельности; – принципы, относящиеся к еще одной категории субъектов спорта болельщикам, например преодоление объективного противоречия между допустимыми национальными, этническими, клубными пристрастиями и актуальным социальным трендом к толерантности, противодействию насилию и ксенофобии. – принципы, относящиеся к еще одной категории субъектов спорта болельщикам, например преодоление объективного противоречия между допустимыми национальными, этническими, клубными пристрастиями и актуальным социальным трендом к толерантности, противодействию насилию и ксенофобии.


Fair play и допинг. Сюжеты, связанные с употреблением спортсменами допинга, довольно часто рассматриваются в контексте Fair play точнее «анти Fair play». Мы придерживаемся другой точки зрения: хотя внешне употребление допинга находится в той области, которая связана с соблюдением (или несоблюдением) конституционных правил международных спортивных объединений, оно неизбежно должно перейти в сферу общего права и тем самым в зону ответственности правоохранительных органов. И вот почему: современный, преимущественно профессиональный, спорт – лишь по форме игра, а по существу – реальная деятельность, личная цель которой не только, а скорее всего, не столько удовольствие от процесса игры, сколько заработок. Сюжеты, связанные с употреблением спортсменами допинга, довольно часто рассматриваются в контексте Fair play точнее «анти Fair play». Мы придерживаемся другой точки зрения: хотя внешне употребление допинга находится в той области, которая связана с соблюдением (или несоблюдением) конституционных правил международных спортивных объединений, оно неизбежно должно перейти в сферу общего права и тем самым в зону ответственности правоохранительных органов. И вот почему: современный, преимущественно профессиональный, спорт – лишь по форме игра, а по существу – реальная деятельность, личная цель которой не только, а скорее всего, не столько удовольствие от процесса игры, сколько заработок.


Вот почему употребление допинга – это не нарушение правил игры, и даже не нарушение правил бизнеса. Есть существенные отличия спорта как бизнеса от других видов бизнеса, в традиционном бизнесе конкуренция, то есть соревнование, – это лишь механизм, а в спорте соревнование, то есть конкуренция, – это продаваемый продукт. Вот почему употребление допинга – это не нарушение правил игры, и даже не нарушение правил бизнеса. Есть существенные отличия спорта как бизнеса от других видов бизнеса, в традиционном бизнесе конкуренция, то есть соревнование, – это лишь механизм, а в спорте соревнование, то есть конкуренция, – это продаваемый продукт.


Поэтому нужны не только этические и экономические, но и юридические механизмы обеспечения чистоты спортивного продукта и защиты спортсмена как его производителя. Ибо употребление допинга – это присвоение мошенническим путем чужой собственности, то есть собственности, принадлежащей истинному победителю. И, следовательно, исходя из духа уголовных кодексов многих стран, это – мошенничество, то есть уголовное преступление. Лишь на первый взгляд это деяние совершено на игровом поле, в действительности же – на правоохраняемом пространстве. А это пространство подведомственно не спортивным организациям и даже не околоспортивной структуре – Всемирному антидопинговому агентству, а правоохранительным органам. Поэтому нужны не только этические и экономические, но и юридические механизмы обеспечения чистоты спортивного продукта и защиты спортсмена как его производителя. Ибо употребление допинга – это присвоение мошенническим путем чужой собственности, то есть собственности, принадлежащей истинному победителю. И, следовательно, исходя из духа уголовных кодексов многих стран, это – мошенничество, то есть уголовное преступление. Лишь на первый взгляд это деяние совершено на игровом поле, в действительности же – на правоохраняемом пространстве. А это пространство подведомственно не спортивным организациям и даже не околоспортивной структуре – Всемирному антидопинговому агентству, а правоохранительным органам.


И потому борьба с допингом должна быть включена в систему всей правоохранительной деятельности общества. Спортсмен с детства должен знать, что допинг – не проступок, а преступление, которое будет юридически доказано не в федерации, а в суде. И по суду же наказано. Так постепенно в массовом сознании сложится четкое представление о том, что человек, использовавший допинг в мошеннических целях, не нарушитель спортивных правил, а преступник. И к нему должны применяться не внутренние правила спорта (дисквалификация) и не морально-этические механизмы (общественное осуждение), а сложившиеся за тысячелетия правоприменительные процедуры И потому борьба с допингом должна быть включена в систему всей правоохранительной деятельности общества. Спортсмен с детства должен знать, что допинг – не проступок, а преступление, которое будет юридически доказано не в федерации, а в суде. И по суду же наказано. Так постепенно в массовом сознании сложится четкое представление о том, что человек, использовавший допинг в мошеннических целях, не нарушитель спортивных правил, а преступник. И к нему должны применяться не внутренние правила спорта (дисквалификация) и не морально-этические механизмы (общественное осуждение), а сложившиеся за тысячелетия правоприменительные процедуры


4 Пропаганда Fair play Справедливую игру необходимо пропагандировать и популяризировать среди всех людей, используя широкий комплекс мер. Изменение моделей поведения начинается с образования. Объяснение значения справедливой игры будет способствовать применению на практике этого принципа теми, кто увлекается соревновательным спортом. Справедливую игру необходимо пропагандировать и популяризировать среди всех людей, используя широкий комплекс мер. Изменение моделей поведения начинается с образования. Объяснение значения справедливой игры будет способствовать применению на практике этого принципа теми, кто увлекается соревновательным спортом. Объяснения принципа справедливой игры помогут каждому осознать тот факт, что цельность, спортивное поведение и честность по-прежнему являются наиважнейшими элементами любого вида спорта. Многие инициати­вы по объяснению, пропаганде и образованию также будут способствовать укреплению сотрудничества между теми, кто вовлечен в спорт, включая следующее: Объяснения принципа справедливой игры помогут каждому осознать тот факт, что цельность, спортивное поведение и честность по-прежнему являются наиважнейшими элементами любого вида спорта. Многие инициати­вы по объяснению, пропаганде и образованию также будут способствовать укреплению сотрудничества между теми, кто вовлечен в спорт, включая следующее:


Участник: – сотрудничайте с игроками своей команды, тренерами, официальными лицами и соперниками и относитесь к ним с уважением; – сотрудничайте с игроками своей команды, тренерами, официальными лицами и соперниками и относитесь к ним с уважением; – поймите, что без соперников не было бы игры; – поймите, что без соперников не было бы игры; – повышайте мастерство, получайте удовольствие от спорта и развивайте свои умения, одновременно принимая наличие естественных границ своих возможностей; – повышайте мастерство, получайте удовольствие от спорта и развивайте свои умения, одновременно принимая наличие естественных границ своих возможностей; – не пытайтесь получить нечестное преимущество над соперниками; – не пытайтесь получить нечестное преимущество над соперниками; – знайте правила игры и играйте в соответствии с буквой и духом правил; – знайте правила игры и играйте в соответствии с буквой и духом правил; – официальные лица присутствуют на игре для разъяснения ее правил. Не оспаривайте их решения; – официальные лица присутствуют на игре для разъяснения ее правил. Не оспаривайте их решения; – не прибегайте к грубой брани и не оскорбляйте соперников, тренеров или зрителей. – не прибегайте к грубой брани и не оскорбляйте соперников, тренеров или зрителей.


Преподаватели: учите детей гордиться своими достижениями и усилиями, а также достижениями и усилиями других; учите детей гордиться своими достижениями и усилиями, а также достижениями и усилиями других; – поощряйте участие каждого, вне зависимости от уровня его мастерства; – поощряйте участие каждого, вне зависимости от уровня его мастерства; – помогайте детям понять значение спортивного поведения; – помогайте детям понять значение спортивного поведения; – помните, что не все дети имеют одинаково высокое стремление к спортивной деятельности – никогда не принуждайте ребенка к участию; – помните, что не все дети имеют одинаково высокое стремление к спортивной деятельности – никогда не принуждайте ребенка к участию; – обеспечивайте безопасность игровых площадок и оснащения; – обеспечивайте безопасность игровых площадок и оснащения; – учите неприемлемости насилия; – учите неприемлемости насилия; – помогите ученикам осознать, что стиль игры, который они наблюдают у некоторых профессиональных спортсменов, не обязательно честный или спортивный. – помогите ученикам осознать, что стиль игры, который они наблюдают у некоторых профессиональных спортсменов, не обязательно честный или спортивный.


Тренеры: показывайте пример игрокам и зрителям; показывайте пример игрокам и зрителям; – учите ценностям спортивного поведения, следуйте им на практике и ожидайте от игроков уважения к данным ценностям; – учите ценностям спортивного поведения, следуйте им на практике и ожидайте от игроков уважения к данным ценностям; – повышайте уровень своих знаний в сфере вашего вида спорта, посещайте семинары, чтобы шагать в ногу с современными изменениями и достижениями; – повышайте уровень своих знаний в сфере вашего вида спорта, посещайте семинары, чтобы шагать в ногу с современными изменениями и достижениями; – никогда не вступайте в спор с официальными лицами и тренерами на виду у игроков и зрителей; – никогда не вступайте в спор с официальными лицами и тренерами на виду у игроков и зрителей; – поддерживайте и следуйте букве и духу правил и налагайте взыскания на их нарушителей; – поддерживайте и следуйте букве и духу правил и налагайте взыскания на их нарушителей; – уважайте участников и относитесь к ним, как к личностям, осознавая различный уровень их возможностей; выступайте против подхода «победить любой ценой». – уважайте участников и относитесь к ним, как к личностям, осознавая различный уровень их возможностей; выступайте против подхода «победить любой ценой».


Официальные лица: поддерживайте хорошие отношения меду игроками и тренерами; поддерживайте хорошие отношения меду игроками и тренерами; – совершенствуйте свои знания в области правил игры; – совершенствуйте свои знания в области правил игры; – приводите в соответствие организацию соревнований и уровень игроков; – приводите в соответствие организацию соревнований и уровень игроков; – следите за исполнением мер наказания в отношении игроков и тренеров; – следите за исполнением мер наказания в отношении игроков и тренеров; – поддерживайте свою физическую форму на уровне, необходимом для надлежащего выполнения своих обязанностей в спорте. – поддерживайте свою физическую форму на уровне, необходимом для надлежащего выполнения своих обязанностей в спорте.


Родители: если вы озабочены наличием насилия в спорте, в письменной форме выразите свое беспокойство редактору вашей газеты, мэру и/или члену парламента; если вы озабочены наличием насилия в спорте, в письменной форме выразите свое беспокойство редактору вашей газеты, мэру и/или члену парламента; – некогда не принуждайте детей принимать участие в спорте; – некогда не принуждайте детей принимать участие в спорте; – никогда публично не оспаривайте мнение должностных лиц; – никогда публично не оспаривайте мнение должностных лиц; – не пытайтесь реализовать собственные мечты, оказывая давление на вашего ребенка; – не пытайтесь реализовать собственные мечты, оказывая давление на вашего ребенка; – узнайте, кто тренирует вашего ребенка. Достаточно ли квалифицирован тренер в сфере предупреждения травм, развития способностей и психологического развития детей? – узнайте, кто тренирует вашего ребенка. Достаточно ли квалифицирован тренер в сфере предупреждения травм, развития способностей и психологического развития детей? – посетите одно из занятий вашего ребенка. Как относится тренер к детям? – посетите одно из занятий вашего ребенка. Как относится тренер к детям?


Поговорите с вашим ребенком. Нравится ли ему/ей его/ее команда и вид спорта? Учится ли он/она тому, что получение удовольствия от спорта, старание добиться лучшего и спортивное поведение важны? поговорите с вашим ребенком. Нравится ли ему/ей его/ее команда и вид спорта? Учится ли он/она тому, что получение удовольствия от спорта, старание добиться лучшего и спортивное поведение важны? – если вы заметите проблемы, немедленно принимайте меры и уведомьте других родителей, чтобы получить от них поддержку; – если вы заметите проблемы, немедленно принимайте меры и уведомьте других родителей, чтобы получить от них поддержку; – если на телевидении показывают спорт с применением насилия, выключите его. Объясните вашему ребенку, что драки и насилие неприемлемы в спорте; – если на телевидении показывают спорт с применением насилия, выключите его. Объясните вашему ребенку, что драки и насилие неприемлемы в спорте; – поддерживайте и пропагандируйте инициативы справедливой игры, спонсируемые вашим местным, областным или федеральными правитель­ствами. – поддерживайте и пропагандируйте инициативы справедливой игры, спонсируемые вашим местным, областным или федеральными правитель­ствами.


Средства массовой информации: освещайте темы и ситуации справедливoй игры; освещайте темы и ситуации справедливoй игры; – выражайте осуждение таким явлениям, как насилие в спорте, неэтические стратегии, "нечестные игра и судейство", ругательства и использование медицинских препаратов, позволяющих получить нечестное преимущество над соперниками; – выражайте осуждение таким явлениям, как насилие в спорте, неэтические стратегии, "нечестные игра и судейство", ругательства и использование медицинских препаратов, позволяющих получить нечестное преимущество над соперниками; – поддерживайте официальные постановления и подчеркивайте масштаб игры, а не устраивайте сенсацию из насилия. – поддерживайте официальные постановления и подчеркивайте масштаб игры, а не устраивайте сенсацию из насилия.


Зрители: не высмеивайте игроков; не высмеивайте игроков; – поощряйте честность и мастерство в играх; – поощряйте честность и мастерство в играх; – выражайте уважение к официальным лицам; – выражайте уважение к официальным лицам; – осуждайте применение насилия; – осуждайте применение насилия; – поддерживайте благородное поведение; – поддерживайте благородное поведение; – если во время просмотра игры по телевидению разразится драка, выключите телевизор. – если во время просмотра игры по телевидению разразится драка, выключите телевизор.


Администраторы: – развивайте программы, которые подчеркивают развитие мастерства и удовольствие, получаемое от спорта; – развивайте программы, которые подчеркивают развитие мастерства и удовольствие, получаемое от спорта; – убедитесь, что существуют программы, предоставляющие равные возможности всем игрокам, независимо от возраста, пола, физических данных или уровня мастерства; – убедитесь, что существуют программы, предоставляющие равные возможности всем игрокам, независимо от возраста, пола, физических данных или уровня мастерства; – убедитесь, что в наличии имеются надлежащее оборудование и оснащение, а также средства безопасности; – убедитесь, что в наличии имеются надлежащее оборудование и оснащение, а также средства безопасности; – включайте образование по вопросам спортивного поведения и справед­ливой игры в программу тренерских курсов; – включайте образование по вопросам спортивного поведения и справед­ливой игры в программу тренерских курсов; – разъясняйте, что насилие на спортивных площадках и неспортивное поведение неприемлемы; – разъясняйте, что насилие на спортивных площадках и неспортивное поведение неприемлемы; – учредите награды за справедливую игру; – учредите награды за справедливую игру; – осуждайте любое насилие, объявив ваше спортивное сооружение зоной справедливой игры. – осуждайте любое насилие, объявив ваше спортивное сооружение зоной справедливой игры.


Другие: в качестве спонсора спортивного соревнования, команды или спортсмена, на любом уровне – требуйте уважения к принципам справедливой игры; в качестве спонсора спортивного соревнования, команды или спортсмена, на любом уровне – требуйте уважения к принципам справедливой игры; – в качестве рекламодателя сопротивляйтесь соблазну рекламировать свой продукт, используя темы или образы, основанные на спортивном насилии; – в качестве рекламодателя сопротивляйтесь соблазну рекламировать свой продукт, используя темы или образы, основанные на спортивном насилии; – в качестве медицинского работника информируйте пациентов о серьез­ных последствиях, насилия в спорте и выражайте свою озабоченность публично; – в качестве медицинского работника информируйте пациентов о серьез­ных последствиях, насилия в спорте и выражайте свою озабоченность публично;


– в качестве владельца команды или менеджера займите официальную позицию, направленную против применения насилия в спорте; – в качестве владельца команды или менеджера займите официальную позицию, направленную против применения насилия в спорте; – в качестве избранного представителя правительства выражайте свою озабоченность вспышками насилия во время спортивных соревнований и пуб­лично выражайте свою поддержку справедливой игры; – в качестве избранного представителя правительства выражайте свою озабоченность вспышками насилия во время спортивных соревнований и пуб­лично выражайте свою поддержку справедливой игры; – выступая с заявлением или речью перед СМИ, включайте темы справедливой игры в ваши доклады – выступая с заявлением или речью перед СМИ, включайте темы справедливой игры в ваши доклады

Я родом из маленького городка Талгар. В 2016 году окончила Кимэп по специальности «Деловое администрирование и бухгалтерский учет». Думала, что работая бухгалтером, я всегда смогу прокормить себя, так как это востребованная профессия.

Наверное, оканчивая университет я бы никогда не подумала, что поступлю на программу по спортивной этике. Окончив университет с управленческой специальностью, я получила первую работу в Организационном Комитете Зимней Универсиады в Алматы. Данный опыт перевернул мою жизнь, мои амбиции и дальнейшие планы. Это была та площадка, где я смогла реализовать свои лидерские способности в рамках масштабного международного спортивного события. Также благодаря Универсиаде, я получила работу в Организационном Комитете ЭКСПО 2017 в Астане. Опыт и эмоции, полученные во время моего первого полноценного профессионального опыта на Универсиаде, раскрыли мои глаза на то, где я себя вижу. Несмотря на то, что я учила азы бухгалтерского учета, я знала, что я не вижу себя за столом с кипой бумаг и калькулятором на всю оставшуюся жизнь.

Я решила продолжать работать в сфере мегаспортивных мероприятий, таких как Олимпийские Игры, Кубок Мира, Турниры Большого Шлема, Тур де Франс, а также других крупномасштабных мероприятиях. Но для этого необходимо было получить образование в данной сфере.

Что такое спортивная этика?

Я никогда не слышала о такой специальности и даже не интересовалась этим направлением. Я была в курсе, что существуют специальности по спортивному управлению, но программа с данным уклоном запущена впервые. Проштудировав все топовые ресурсы по различным программам, я нашла программу, которая могла дать мне намного больше знаний и понимания не только в управленческом аспекте, но и этический и философский подход на текущие проблемы в спорте.

Спортивную этику можно трактовать по-разному. О ней уже можно заявить как о науке о нравственности и поведении людей, вовлеченных в спорт: спортсмены, их антураж, тренера, официальные лица, управляющие различными спортивными организациями и учреждениями, медицинские работники, организаторы спортивных мероприятий и так далее.

Об обучении

Магистратура  по специальности Спортивная Этика и Целостность  (MA Sport Ethics and Integrity или коротко MAiSI), которая спонсируется программой Erasmus +, была запущена в 2017 году. Программа в своем роде уникальна. Она представляет комплексную междисциплинарную программу в ответ на существующие проблемы в спорте.

Данная программа руководствуется консорциумом университетов, которые лидируют в своем направлении в отрасли спортивного управления: Университет Суонси (Уэльс, Великобритания) - координатор программы, Майнцский университет имени Иоганна Гутенберга (Германия), Лёвенский католический университет (Бельгия), Университет Помпеу Фабра (Испания), Университет Пелопоннеса (Греция), Карлов Университет в Праге (Чехия).

Наша программа предполагает мобильность в четырех университетах из шести в списке. Профессоры остальных двух приедут в один из университетов, где мы будем проходить обучение.

Наша программа длится два академических года. Каждый университет специализируется в различных направлениях, на основе которых составлялись тематические модули. Например, университет Суонси (Великобритания) специализируется на Этике и Философии, соответственно нам преподавались такие модули как «Этические теории, спортивная этика и целостность», «Анти-допинг: этика, политика и практика». Профессоры Лёвенского католического университета (Бельгия) преподают модуль о паралимпийском спорте и этическом аспекте данного спортивного движения. Профессоры с Карлова Университета читали лекции о спортивных ценностях и справедливой игре. Этим летом нас ждет летняя школа в Древней Олимпии (Греция), где зародилось олимпийское движение.

В следующем академическом году нас ждет семестр в Майнцском университе (Германия), основной модуль которого - это спортивный менеджмент и целостность. В завершении программы нас ждет семестр по написанию диссертации, после которого следует последний модуль по Олимпизму и Олимпийскому движению, а также защитой диплома в той самой Древней Олимпии.

Основной метод обучения - это лекции, мастер-классы и презентации различных спикеров с профессиональных и академических кругов. Нам удалось познакомиться и послушать представителей с государственных спортивных учреждений Великобритании, Голландии в сфере анти-допинга, экс-генеральным директором Всемирно анти-допингового агенства (ВАДА), представителями паралимпийского комитета и с олимпийскими и паралимпийскими атлетами из Великобритании.

Сейчас я очень интересуюсь темой процесса заявок на проведение Олимпийских игр и кодексов этики спортивных организаций. Но это далеко не все, что меня интересует и что потенциально может стать темой для моей финальной диссертации.

О процессе поступления

Процесс был разделен на два этапа: подача документов и интервью. Во второй этап проходят те, чей пакет документов является подходящим для программы. Спустя несколько недель после интервью мне пришло письмо, что я была принята на программу в качестве стипендиата. Я до последнего не могла поверить, что стала частью данной программы, так как была убеждена, что не имела достаточного опыта в сфере спорта. Думаю, что получилось убедить директора программы во время интервью своей историей, а также своим большим интересом и рвением к программе.

В этом году было отобрано 21 человек со всего мира, 3 из которых поступили на программу на платной основе. Я являюсь единственным стипендиатом из Казахстана. Мы заканчиваем магистратуру в 2019 году и будем первыми выпускниками этой программы.

На уроках мы не занимаемся спортом, хотя можно было бы интегрировать в программу. Но в этом семестре мы участвовали в спортивном лагере для людей с органиченными возможностями совместно со студентами программы по адаптивной физической культуре, где я впервые попробовала себя в хоккее на траве, узнала о спорте Бочча и участвовала в игровых гонках с одногруппниками в инвалидной коляске.

Официально наша профессия звучит по-английски как “Sport Integrity Officer”, что в переводе на русский «Специалист по спортивной этике и целостности».

Чтобы показать масштабы развития других стран, расскажу о Бельгии, где на данный момент прохожу обучение, а в частности о регионе Фландрии. С населением в 6 миллионов в федерации легкой атлетики данного региона имеются 90 клубов, где насчитываются 92 специалиста по спортивной этике и целостности, которые независимо помогают решать возникающие проблемы этического характера. Например, что подростки нуждаются в особенной защите, так как они могут подвергаться различным явлениям, таким как сексуальное домогательство, которое может быть различного характера. Соответственно, такие проблемы входят в компетенцию специалиста по спортивной этике и целостности, у которого есть свой план реагирования.

О спортивной этике в Казахстане

В нашей стране я буду первым специалистом такого профиля. Думаю, что до сегодняшнего дня данными проблемами скорее всего занимались люди юридического образования. Хотя спортивных менеджеров у нас тоже можно по пальцам пересчитать.

Нам стоит задуматься о том, как нам защитить движение и воспитать спортивные ценности. Взять даже кейс с практикой допинга в соседней России. На сегодняшний день мы не готовы противостоять существующим проблемам в спорте, так как спортивных организациях нет специалистов.

Так как Казахстан активно стал принимать участие во всемирном олимпийском движении, хотелось бы, чтобы с самого начала наша страна развила этический подход к любым вопросам, касающихся массового спорта, спорта высших достижений, спортивного воспитания и различных спортивных мероприятий.

Конечно, нам еще есть, над чем работать. Перед программой я встречалась с представителями нашего Олимпийского комитета, где в ходе встречи пыталась понять для себя, какие у нас перспективы развития и какие проблемы беспокоят спортсменов. Все мы помним, что наши спортсмены неоднократно лишались медалей из-за обнаружения допинга при повторном изучении проб. Это говорит о том, что наши спортсмены хотят победить любой ценой.

Несмотря на это, мы делаем большие шаги, чтобы спорт в Казахстане развивался качественно, учитывая нужды всех представителей нашего общества. Мы совсем недавно открыли паралимпийский тренировочный центр в столице, уравнили законом значимость паралимпийского спорта с олимпийским, строим университет по спортивному менеджменту и медицине.

О планах и перспективах

Я все-таки хочу продолжить работать на масштабных международных спортивных мероприятиях, но уже в качестве организатора Олимпийских Игр. Моя ближайшая цель - это летние Олимпийские Игры в Париже в 2024 году. Оргкомитет Парижских игр уже вовсю работает, несмотря на то, что еще 6 лет впереди.

Также очень хотелось бы быть первопроходцем данного направления у нас в стране и открыть соответствующий департамент в олимпийском комитете на правительственном уровне (Министерство культуры и спорта Республики Казахстан).

Есть еще перспектива перевести фундаментальную литературу на русский и казахский языки и проводить исследования у нас в регионе. В будущем хочу преподавать по направлению «Спортивная этика» и делиться своим опытом и знаниями, потому что верю, что перспективы развития спорта у нас все-таки есть.

Fair play и спортивная этика

2.1 Понятие о спортивной этике

2.2 Основы этичного поведения в спорте

2.3 Понятие о Fair play – «справедливая игра»

2.4 Пропаганда Fair play

Понятие о спортивной этике

Профессионализация спорта и спортивная этика. Профессионализация спорта в последнюю четверть XX начала ХХI века приобрела почти всеобщий характер. Однако, профессиональный спорт, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы про­фессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.

Под спортивной этикой понимается система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере спорта.

Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необ­ходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, – этика требует их беречь.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей .

Основы этичного поведения в спорте

Что же является основой для честного и этического поведения в спорте?

Этический кодекс. Наличие и принятие (и приверженность к) установленного кодекса поведения/этического кодекса спортсменов, тренеров, официальных лиц и т.д. Во время Олимпийских игр Этический кодекс МОК применяется по отношению ко всем участникам. Другими словами, к индивидуальным и командным соперникам; официальным лицам, руководителям и другим членам любой делегации; судьям и членам судейской команды; всем остальным аккредитованным лицам.

Права человека. Основные права человека, а также отсутствие эксплуатации, уважение к достоинству и ценности человеческой личности, самоопределение и право на частную жизнь.

Принципы естественного права. Наличие политики и процедур, соответствующих естественному праву (надлежащая правовая процедура), включая такие аспекты, как согласие, основанное на получении информации, отсутствие предубеждения, отсутствие конфликта интересов и право обжалования.

Обязанность соблюдать осторожность . Стремление к высоким результатам руководствуется ценностями, политикой и действиями, которые подчеркивают обязанность соблюдать осторожность в отношении себя и других. Соответствующие вопросы могут включать в себя дисциплину, здоровье спортсмена, работу с несовершеннолетними, работу с молодыми девушками, страдающими отсутствием аппетита, транспортные условия, физические риски и так далее.

Практика деловых отношений . Сюда относятся неэтичные и или нелегальные деловые отношения, включая ложную информацию или информацию, вводящую в заблуждение, подачу неправильных данных (например, о квалификации), незаконное присвоение собственности (включая список членов, предложения спонсорства), маркетинговую деятельность, кон­тракты спортсменов, договоры личного найма (тренера), случаи мошенничества, разглашение информации, методы переманивания (например, страховые полисы на выступления спортсменов).

Специфическая область. Выбранный курс и деятельность по таким вопросам, как:

– равенство полов;

– мультикультурализм;

– расизм;

– дискриминация;

– интеграция спортсменов-инвалидов;

– притеснения;

– безопасность;

– спорт, свободный от наркотиков.

Система контроля качества. Внутренний контроль качества за этическими действиями может включать в себя:

– обзор проводимого курса, какие существуют стратегии-процедуры; их ясность, проработанность, специфические шаги по решению проблем, обзор специфических целей и систем мониторинга;

– обзор процесса: как разрабатываются и выполняются стратегии и программы;

– обзор программы: включаются ли олимпийские ценности, этические положения в процесс принятия решений и выполнения программ;

Цели этичного поведения в спорте. Например, что может продемонстрировать приверженность спорту, свободному от наркотиков?

– выполнение национальной антидопинговой политики;

– процент необъявленных тестов по отношению к объявленным тестам;

– независимый тест Международной федерации;

– независимые эксперты по проведению тестов на Олимпийских играх / спортивных соревнованиях;

– определение результатов всех тестов;

– участие в обзорах случаев использования допинга;

– образование по вопросам спорта, свободного от допинга (семинары, распространение материалов);

– процент спортсменов, тренеров, членов, посетивших семинары по вопросам спорта, свободного от допинга;

– услуги консультирования, реабилитации;

– присутствие адвоката спортсмена на соревнованиях.

Например, что может указывать на приверженность идее искоренения дискриминации?

– существует процедура обжалования и независимый комитет, независимое лицо;

– обеспечение конфиденциальности;

– право представительства;

– отсутствие финансовых барьеров в случае обжалования;

– предоставление преимущественных прав на вовлечение меньшинств;

– равные возможности (в отношении объективности и доступности, отсутствия гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и т. д.);

– критерий проведения тендера на заключение контрактов (с целью гарантировать вознаграждение надлежащим продавцам).

Например, что может указывать на приверженность организации идее честного и этического спорта?

– этический кодекс, учрежденный для спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев (наряду с процедурами строго соблюдения правил и механизмами мониторинга);

– справедливая игра, включенная в курсы развития мастерства, про грамм развития лидерства и работу семинаров;

– продемонстрированная приверженность идее спорта, свободного от допинга (выработанные стратегии, процедуры и механизмы мониторинга);

– эффективные стратегии борьбы с притеснениями;

– верность, принципам естественного права, надлежащих правовых процедур, включая право быть услышанным, право обжалования и отсутствие предубеждения;

Что может указывать на то, что возможности в спорте равны и доступны для всех?

– отсутствие гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев;

– количество и тип программ, разработанных для меньшинств или групп, недостаточно представленных в спорте (например, местные группы, группы инвалидов, лиц с низким социально-экономическим статусом);

– в какой степени реализация программ и услуг осуществляется на официальных языках;

– наличие программ по выработке стратегий, направленных на борьбу с притеснениями.

Комиссия МОК по этике. После обсуждения тем, касающихся подачи заявки Солт-Лейк-Сити на принятие Олимпийских игр в апреле 1999 года, для активного решении определенных этических проблем МОК создал постоянно действующую Комиссию по этике. Этический кодекс МОК применяется к членам МОК, всем НОК, ОКОИ, городам, претендующим на организацию Олимпийских игр, и участникам самих Игр. МСФ также могут принять решение о применении Этического кодекса МОК по отношению к себе.

Комиссия состоит из двух членов МОК, включает одного спортсмена и шесть ведущих независимых лиц, известных своим независимым духом, компетентностью и международной репутацией. Она проводит заседания каждые два года.

Формально одобренная на 108-й Сессии в Лозанне в марте 1999 года, Комиссия по этике отвечает за:

– пропаганду положительной этики;

– обеспечение прозрачности и подотчетности в применении этических стандартов;

– обеспечение четкости и применения стандартов и правил, содержащихся в Кодексе поведения МОК, который должен быть выпущен в ближайшее время;

– обеспечение всеобъемлющего, реалистичного и эффективного решения этических проблем.

Комиссия рассмотрит все случаи противоречия данным принципам и правилам с тем, чтобы в дальнейшем выработать рекомендации Исполнительному комитету МОК .

Homo est mensura omnium rerum

(«Человек есть мера всех вещей» – Протагор)

Спортивную этику можно трактовать двояко. В обыденном понимании ее воспринимают как неписаные нормы поведения людей, причастных к спорту. С другой стороны, сравнительно недавно спортивную этику стали рассматривать как науку, важную часть общей этики. Обе эти трактовки тесно взаимосвязаны, взаимозависимы, часто переплетаются между собой и имеют общую основу – нравственность как необходимое качество для благоприятных, позитивных взаимоотношений участников спортивного процесса.

Спортивная этика в обыденном понимании предполагает честное отношение во всех аспектах спортивной деятельности. Честность – это одна из основных человеческих добродетелей, качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Это понятие включает в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.

Умение вести себя при самых сложных обстоятельствах, что является признаком внутренней организованности, собранности, дисциплинированности, культуры – это также прерогатива спортивной этики. К примеру, спортсмен никогда не должен вступать в спор с судьей. Неписаные законы спорта не позволяют отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, прекратить игру раньше времени, даже если спортсмен уверен, что все равно проиграл.

Неэтично выражать досаду от неудовлетворенности партнером, соперником. Особенно важно уметь владеть собой после проигрыша. С достоинством, отдавая должное мастерству оппонента, поздравить его с победой. Отношение к сопернику – показатель подлинной воспитанности спортсмена.

Это важное человеческое качество в той же мере относится и к тренерам. Наставник должен быть примером поведения для своих и чужих спортсменов.

Соблюдение норм спортивной этики усиливает нравственное влияние спорта, повышает ответственность всех участников спортивной деятельности за свое поведение и в силу огромной притягательности спорта для молодежи способствует улучшению морального климата в молодежной среде.

Подлинная этика в спорте связана с такими ценностными понятиями, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и бескорыстие.

Спортивная этика как наука – это часть общей этики, в которой рассматриваются, изучаются и анализируются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту.

Предметной областью изучения спортивной этики являются:

– мораль как совокупность идеалов и ценностей спорта;

– моральные принципы, нормы поведения, традиционные установки, определяющие специфические нравственные отношения между субъектами спортивной деятельности;

– необходимые для успешного протекания спортивных процессов качества личности спортсмена, тренера, судьи, болельщика и других лиц, имеющих отношение к этим процессам;

– нравственные взаимооотношения между участниками спортивных процессов и проблемы их гуманизации;

– проблемы нравственного воспитания спортсменов.

Структура морали спортивной этики: моральное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность.

Моральное сознание как элемент спортивной этики – это восприятие личностью общепринятых норм нравственности; взаимоотношений в спортивном коллективе; идей, представлений, идеалов, функционирующих в спортивном сообществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности в сложных ситуациях, которые возникают в спортивной деятельности.

Нравственные отношения в спорте – это особый вид общественных отношений, рассматриваемый с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности их мотивов и результатов. Речь идет не только об отношениях между личностями (спортсмены, тренеры, болельщики и т.д.), но и между личностью и своей командой, обществом, государством, страной, а также между отдельными командами, спортивными обществами, федерациями, странами.

Нравственная деятельность в области спорта – это реализуемая на деле мораль; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение этической культуры. Многочисленные исследования показывают, что успех в спорте определяется трудолюбием, дисциплинированностью, добросовестностью и другими позитивными моральными качествами. Специфика спорта предполагает преодоление трудностей, способность побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, проявлять уверенность в себе, хладнокровие.

Поведение человека во многом базируется на моральных принципах , отражающих нравственную сторону его личности. В основе отношений между субъектами спортивной деятельности лежат общечеловеческие моральные принципы: честность, порядочность, справедливость, чувство долга, патриотизм, коллективизм, человечность, почтительность, разумность, мужество и честь и др. Вместе с тем в спорте можно наблюдать свои специфические принципы. Так, в сборных командах любой страны отмечается дух патриотизма, в командных видах большое значение имеет принцип коллективизма, в любом виде спорта существует негласное правило – на соревнованиях отдать все силы на алтарь победы.

Нормы поведения в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. В сфере спорта они могут изменяться в зависимости от вида спорта, национальных особенностей. К примеру, невозможно сравнивать поведение зрителей на теннисных кортах и на футбольных стадионах. Ритуалы, принятые в восточных единоборствах, не имеют аналогов в других видах спорта. Вряд ли придет в голову баскетболисту при входе поклониться залу, как это обязательно должен сделать тхэквондист.

Установка означает готовность к совершению определённой деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. В сфере спорта формируются специфические установки, являющиеся основанием морального выбора, они соответствуют ценностям, связанным с моральным поведением. Для примера можно взять готовность оказать помощь или страховку своему товарищу во время выполнения упражнения в тяжелой атлетике или гимнастике.

Успешность протекания различных спортивных процессов (тренировочные занятия, подготовка к соревнованиям, тренировочные сборы, организация и проведение соревнований и т.д.) во многом зависит не только от профессионализма каждого из участников этих процессов, но также и от их нравственного уровня.

Взаимоотношения между участниками спортивных процессов :

Взаимоотношения тренеров с воспитанниками, со своими коллегами, с руководящими спортивными работниками, со спортсменами других (чужих) команд, с болельщиками, с судьями, с прессой;

Взаимоотношения спортсменов с тренерами, между собой в условиях внутригрупповой или внутри командной конкуренции, со спортсменами других команд, с болельщиками, с прессой, с судьями, с обслуживающим персоналом;

Взаимоотношения болельщиков со спортсменами, с болельщиками других команд, с судьями;

Взаимоотношения судей со спортсменами, между собой, со зрителями, с прессой.

Характер взаимоотношений между участниками спортивного процесса во многом зависит от их ментальности, обусловленной принадлежностью к той или иной стране, национальности; от их индивидуальных личностных различий; от особенностей вида спорта.

Становление нравственной культуры личности, предполагающее формирование моральных норм, нравственных убеждений, правил поведения и взаимоотношений как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни, является основной целью нравственного воспитания спортсменов . Главную роль в этом многотрудном деле играет тренер, осуществляя нравственное воспитание в тесной связи с другими видами воспитания. Нравственные убеждения формируются в процессе обретения личностью нравственного опыта поведения. Поэтому определенное значение имеет влияние семьи, товарищей по спорту и учебе, средств массовой информации, особенно телевидения. Нельзя также игнорировать и самовоспитание, которое совместно с воспитанием представляет собой одну из взаимозависимых и взаимодополняемых сторон единого процесса формирования и развития личности, сложный процесс, затрагивающий весь духовный мир человека с особой ролью психической сферы.

Этика-учение о нравственности, о поведении человека в обществе, наука о взаимоотношениях людей. Нравственные принципы поведения не устанавливаются кем-либо, а вырабатываются в процессе повседневного общения людей между собой, в результате из жизненного опыта. Развитие советской физической культуры и спорта за годы Советской власти привело к созданию этики советского спортсмена.

Спортивная этика изучает особенности спортивной морали, выясняет, как правила общественного поведения реализуются в сфере спортивной деятельности, изучает нравственные взаимоотношения спортсменов, которые проявляются в спортивном поединке и во время подготовки к нему. Спортивная этика включает такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения.

Как и каждый гражданин нашей страны, спортсмен имеет моральные обязанности перед обществом. Добросовестным самоотверженным трудом, спортивными достижениями приумножает могущество и авторитет социалистического Отечества. Он патриот своей социалистической Родины, защищает честь ее флага на международных соревнованиях .

Ярко проявился патриотизм советских спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

В первые дни войны на собраниях профессоров, преподавателей и студентов Московского, Ленинградского институтов физической культуры и других физкультурных учебных заведений страны, на собраниях спортивных обществ принимались единогласные решения - «Все на фронт!»

Отважными рейдами в тыл врага прославили себя истребительные батальоны, составленные из спортсменов. Боевые подвиги боксеров Н. Королева, Е. Короткова, Л. Темуряна и Н. Штейна, пловцов Л. Мешкова и Т. Рябцевой, лыжницы Л. Кулаковой, конькобежца А. Канчинского и многих других спортсменов широко известны в нашей стране. Этику по-разному понимают в социалистическом и буржуазном обществе. Разные у нас и в капиталистических странах принципы поведения тренеров и спортсменов, разное отношение к спорту . Вот так, например, говорит о патриотизме спортсмена бывший тренер сборной футбольной команды Голландии Р. Михельс: «Футболист-это наемный рабочий, которому хорошо платят за то, чтобы он хорошо выполнял требуемое. Привязанность к клубу? Да этого просто не существует».

Трагичны судьбы многих чемпионов в капиталистических странах. Победителем IX Олимпийских игр в марафонском беге стал француз Э. Куафи, по национальности алжирец. Завоеванная им медаль была единственной золотой медалью, полученной Францией. В течение месяца после победы Э. Куафи был национальным героем страны, а затем о нем забыли, за цвет кожи уволили с завода, заставили голодать, наносили обиды. За попытку отстоять свое человеческое достоинство, доказать, что несмотря на цвет кожи все люди равны, Э. Куафи был зверски убит фашистскими молодчиками.

Цели спорта, нравственные принципы поведения спортсмена в социалистическом и буржуазном обществе кардинально противоположны. В капиталистических странах спорт стал бизнесом, прибыльным зрелищем. Спортсмена можно купить и продать, можно заставить умышленно проигрывать. Известны случаи, когда после боя на ринге умирали боксеры-профессионалы.

Спорт в социалистическом обществе глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитать в себе упорство, мужество. Социалистическая этика предъявляет и особые требования к поведению спортсменов. Дружба и товарищество-закон в отношениях между советскими спортсменами. Вот один из примеров. В полуфинале первенства Советского Союза по боксу у мастера спорта Горгаслидзе оказалась рассеченной бровь. С большим трудом добился Горгаслидзе разрешения врачей участвовать в финале . Его соперником был сильный темпераментный боксер Ксенофонтов. Обычно Ксенофонтов начинал атаки быстрыми, резкими ударами в корпус и заканчивал их тяжелыми ударами в голову. Но в этом бою Ксенофонтов по-прежнему часто переходил в атаки, но не наносил ударов в голову сопернику.

Зрители недоумевали и только во втором раунде поняли причину «нерешительности» боксера. Стоя аплодировали они благородству спортсмена и, хотя Ксенофонтов бой проиграл, героем дня был он. «Собственными руками отдал победу!?»,- удивлялись буржуазные спортсмены и журналисты, присутствовавшие на соревнованиях . Спортивная этика включает и умение вести себя - признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности, культуры. Советский спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не вступает с ним в спор при оценке ситуации, помня, что лишь капитан имеет право обращаться к судье. Законы советского спорта не позволяют отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, прекратить игру раньше времени, даже если спортсмен знает, что все равно проиграл.

Последние материалы раздела:

Лучшие игры онлайн Разукрашки милая пони для девочек
Лучшие игры онлайн Разукрашки милая пони для девочек

Игра Раскраски пони непременно понравится всем любителям рисования, ведь здесь можно раскрашивать картинки. Если ты любишь мультфильмы про пони, то...

1234567890 игры 12. Игры губка боб. Любимый детский персонаж
1234567890 игры 12. Игры губка боб. Любимый детский персонаж

Например, «1234567890 Красная шапочка», «Приключения Луи» или «Украденный меч». Единственное, чего днем с огнем не сыщешь на данной страничке – так...

Полезные советы по домоводству
Полезные советы по домоводству

Чтобы мясо было сочным, его солят только в конце приготовления. При варке мясо кладут в холодную воду, если хотят получить хороший бульон, и в...