Серия звезды холодные игрушки сергей лукьяненко. Звезды — холодные игрушки. О книге «Звезды – холодные игрушки» Сергей Лукьяненко

Звезды – холодные игрушки Сергей Лукьяненко

(Пока оценок нет)

Название: Звезды – холодные игрушки

О книге «Звезды – холодные игрушки» Сергей Лукьяненко

Новое изобретение земных ученых, «джамп», позволяет преодолевать космическое пространство прыжками. Какие великолепные возможности в освоении космоса появились у землян! Но не все так просто. Люди немножко опоздали…

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко создал книгу «Звезды - холодные игрушки». В ней рассказывается о непреодолимых преградах, с которыми столкнулись земляне на пути космической экспансии. Другие разумные расы давно уже объединились в конклав и правят балом на просторах Вселенной. Какова роль землян? Печальная.

Человечество зачисляется в слабые расы, роль которых – обслуживание сильных. Люди возмущены, так же как и другие «слабаки». Они решают объединиться с другими притесняемыми инопланетянами и восстановить справедливость. Что из этого выйдет? Узнаете, когда станете читать.

Сергей Лукьяненко затягивает своей космической темой. Казалось бы, что нового еще можно придумать? Давно уже все расписано вдоль и поперек. Но бывалый фантаст вносит свежую лепту в любимый многими жанр. Именно нестандартным взглядом на роль человечества во Вселенной. По его мнению, человек — совершенно беспомощное существо за пределами своей планеты. Его воинственная натура не срабатывает там, где правит высший разум.

Главный герой Петр Хрумов – мальчик на побегушках, перевозчик межгалактических грузов. Положительный, мягкий. Свои взгляды меняет только после того, как на его судно попадает представитель иной расы. С одной стороны, он уважаемый среди своих, имеет связи, симпатичный и грамотный. С другой стороны — мыслит он наивно, кидается с головой в каждую встречную авантюру, думает уже после того, как что-то натворил.

Второстепенные персонажи – дед Петра, ценный ученый и Маша – незаменимая помощница, влюбленная в главного героя.

Благодаря своей бесконечной фантазии Сергей Лукьяненко красочно характеризует представителей других цивилизаций. Они все как на подбор интересные и колоритные создания. Да и сама идея существования двойника Земли не нова, зато автором представлена в совершенно новом свете.

Читать книгу «Звезды - холодные игрушки» — занятие затягивающее и увлекательное. Причем в отличие от вдохновляющего начала конец будет беспощаден. Но не будем раскрывать интригу! Не забывайте, что это только первая часть произведения. Во второй книге все может поменяться. Приятного вам времяпровождения!

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Звезды – холодные игрушки» Сергей Лукьяненко в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Звезды – холодные игрушки» Сергей Лукьяненко

Будущее коснулось настоящего, снисходительно потрепало по плечу и улеглось отдыхать.

Роман Сергея Лукьяненко «Звезды - холодные игрушки» является первым в одноимённой дилогии. Он рассказывает о фантастических событиях, происходящих на Земле и во Вселенной в начале 21 века.

Все страны Земли находятся в тяжёлой политической ситуации. Учёным удаётся найти способ мгновенного перемещения космических кораблей в пространстве, так называемый «джамп» (прыжок). В космосе существует сообщество Сильных рас, они уже поделили его между собой, другие расы могут исполнять одну функцию, которая удаётся им лучше всего. Есть раса, которая занимается созданием военной техники, другая раса – переводчики и так далее. Мнение слабых не учитывается, они вынуждены принимать предложение Конклава. Так земляне прекрасно могут совершать прыжки в пространстве, а потому назначены расой перевозчиков. Такая узкая специализация плохо сказывается на экономическом и социальном положении на Земле.

Пилот космического корабля Пётр получает важную информацию, что есть новая сила, которая поможет избавиться от диктатуры Конклава. Чтобы узнать подробности, Петру со своей командой нужно отправиться на крейсер, где есть представитель новой расы, полностью похожий на человека. Но по прибытии становится известно, что пилот Ник был убит. Он принадлежал к расе, которую стали называть геометрами за то, что континенты на их планете представляют собой геометрические фигуры. Используя новейшие разработки и помощь другой расы, Петру удаётся притвориться Ником и отправиться на его родную планету. Однако там он узнаёт, что за планы несёт с собой раса геометров. Они ничем не лучше Конклава. Что же делать Петру, чтобы спасти человечество?

Книга читается на одном дыхании, хотя поначалу понадобится хорошо вникнуть в смысл, чтобы понимать особенности устройства Вселенной, созданной писателем. Зато потом оторваться от чтения будет просто невозможно.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Звезды - холодные игрушки" Сергей Лукьяненко бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

» в номинации «Крупная форма», а роман «Звёздная тень» на премию «Сигма-Ф» - приз читательских симпатий журнала «Если».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    КАК УВИДЕТЬ РАДИАЦИЮ

    Затопление космической станции "Мир"

    Неожиданное открытие диска вокруг звезды Микроскопа

    Песня планет (Мы все планеты) – StoryBots | Озвучка Hello Kids

    Субтитры

Вселенная

Земля и Конклав

Действие романа начинается на Земле недалекого будущего. Первая половина XXI века. Политическая обстановка на самой планете по-прежнему непростая . В то же время, группа ученых из МГУ изобретает «джамп» - способ при помощи обычного современного космического корабля мгновенно переместиться сразу на несколько парсеков в другую точку пространства . Человечеству удаётся выйти в дальний космос, где Земле приходится вступить в Конклав - сообщество разумных рас. Правят в Конклаве несколько могущественных рас, так называемые Сильные . Дальний космос давно поделен на сферы влияния Сильных . Деятельность прочих рас, так называемых Слабых, жёстко контролируется. Каждой расе отводится какая-то узкая специализация, к которой она лучше всего приспособлена. Так, раса боевых мышей Алари, создающая разрушительное оружие и мощные боевые корабли, используется исключительно для военных целей; раса Счётчиков вынуждена работать в Конклаве в качестве «живых компьютеров», куалькуа - в качестве переводчиков и даже живых блоков управления боевых торпед. Землянам отвели должность перевозчиков грузов, так как только человек нормально переносит «джамп», оказавшийся быстрейшим способом перемещения. Отказаться от навязанной роли невозможно, Сильные расы не позволят . В результате экономика планеты переориентируется на внешний рынок, причём естественным образом проявляются негативные последствия узкой специализации. Это сказывается и на населении, которое постепенно утрачивает «веру в будущее, перспективу, цель жизни». Для того, чтобы занять достойное место в галактике, человечеству необходима новая Сила, способная противостоять Конклаву .

Геометры

Внезапно появившиеся геометры оказались биологически полностью идентичны людям. Технологическое развитие расы по крайней мере ни в чём не уступает достижениям Конклава . На своей родной планете, Родине, геометры превратили все материки в геометрические фигуры. Все населяющие Родину «добры и бодры, никто никого не угнетает и не грабит». Развиваются космические технологии. Обучение и воспитание детей происходит в специальных интернатах, где они «постигают азы Дружбы». Подобное воспитание устраняет особенности и непохожесть на других. Под видом дружбы геометрами навязывается собственный взгляд на мир . Для этого они даже создали у себя институт прогрессоров, целью которых являлось развитие отсталых миров в соответствии с идеологией геометров . В то же время, к несогласным высокоразвитым цивилизациям отправляются регрессоры, цель которых - внедриться в чужое общество и опустить его развитие до «уровня каменного века», после чего его можно опекать и воспитывать .

Тень

Человеческая цивилизация с планеты Земля Изначальная из ядра Галактики, потомками которой являются и жители Тени, и геометры, и земляне, в ходе колонизации космоса изобрели Врата, которые стали расставляться на встреченных планетах, совокупность которых и стала называться Тенью. Врата способны перенести человека или любое разумное существо в тот мир, в котором он на уровне подсознания больше всего хотел бы оказаться. При этом они копируют человеческую личность в свой «банк данных», делая прошедшего хоть раз Вратами фактически бессмертным. Личность каждого записана во Вратах и перезаписывается в новое тело в случае смерти .

Сюжет

Звёзды - холодные игрушки

У алари они узнают, что одиночный разведывательный корабль новой расы уничтожил более сорока малых боевых кораблей алари и серьёзно повредил крейсер. Пилот Ник Ример, биологически полностью эквивалентный человеку, вступил в бой и был убит. Цивилизацию, к которой принадлежал Ник, условно назвали геометрами, за то, что на своей родной планете они превратили материки в геометрически правильные фигуры. Геометры переместили всю свою звёздную систему, с центральным светилом и планетами, поэтому столкновение с Конклавом неизбежно. Также, из-за сходства людей с геометрами, Конклав может уничтожить человечество. Петру Хрумову подсаживают симбионта куалькуа, который делает его похожим на Ника Римера, а в мозг записывают все сведения о Нике, которые удалось получить от компьютера его корабля. Хрумов отправляется на разведку, инсценируя побег под видом Римера.

Родина, планета геометров, выглядит как воплощение земных утопий XX века: происходит освоение космоса, Мировой Совет состоит из наиболее авторитетных специалистов, детей воспитывают в интернатах наставники, что считается самой почётной профессией. Ник встречается со своим наставником, друзьями и возлюбленной, но он не помнит почти ничего, лишь отмечает, что его реакция на происходящее вокруг не такая, какой она должна быть. Основа идеологии геометров - идея дружбы, под которой понимается необходимость навязать любой контактирующей расе собственный взгляд на мир, после чего принять её в число своих друзей. Для навязывания мировоззрения высокоразвитым цивилизациям имеется институт «регрессоров», которые понижают уровень развития иных рас. Геометры уже подчинили себе таким образом две разумные расы в своей звёздной системе.

В интернате Ник узнаёт, что наставники с помощью аппаратуры наблюдения могут в любой момент подсматривать за жизнью подопечных, и даёт своему наставнику Перу пощёчину. За это его отправляют в «санаторий» на перевоспитание, где он занимается выравниванием береговой линии в холодной части континента. Куалькуа пробуждает в Нике сознание Петра Хрумова. Пётр видит, что здесь нет свободы, а самовыражение людей подавлено идеологией. Сбежав из «санатория», от наставника Пера он узнаёт, что геометры переместили свою звёздную систему из ядра галактики на периферию из-за так называемой Тени. Поняв, что геометры немногим лучше Конклава, Пётр решает отправиться к Тени, чтобы узнать, не будет ли она лучшим выходом из создавшегося положения. Но сначала нужно доставить информацию о геометрах, для чего Пётр захватывает корабль и возвращается.

Звёздная тень

Часть землян и чужих склоняется к союзу с геометрами, другие колеблются. Сам Пётр категорически против союза и предлагает отправиться на захваченном корабле к ядру галактики, чтобы узнать, что такое Тень, и почему она так напугала геометров. Алари не хотят отпускать корабль геометров, являющийся источником новых технологий, но в итоге соглашаются. Земной корабль и корабль геометров пристыковывают друг к другу, чтобы все земляне могли отправиться с Петром. Данилов и Маша парализуют Петра и направляются к Земле, так как тоже считают более важными образцы новых технологий и оружия. С помощью куалькуа Пётр приходит в себя и бежит на корабле геометров. Все остальные вынуждены лететь с ним, так как возвращаться и выгружать их слишком опасно.

Добравшись до ядра, герои находят блуждающую планету, не вращающуюся вокруг звезды, но при этом, почему-то, с кислородной атмосферой, вполне комфортными условиями на поверхности и странными областями активного поглощения энергии. Области оказываются Вратами, войдя в которые персонажи разделяются и попадают на разные планеты. К тому моменту, как им снова удается найти друг друга, они уже знают, что такое Тень. Много лет назад человеческая цивилизация с планеты Земля Изначальная вышла в космос и начала активную колонизацию. И нынешние жители Тени, и геометры, и земляне - дальние потомки колонистов Земли Изначальной. В какой-то момент были изобретены Врата. Прошедший через них человек отправлялся интеллектом Врат на планету, где он мог бы жить так, как подсознательно более всего хочет. Вся совокупность миров, в которых были размещены Врата, и стала называться Тенью. Врата не подчиняются сознательному волеизъявлению, они определяют, чего человек хочет на самом деле. Прошедший хоть раз Вратами становится бессмертным. Умерев, он снова попадёт в желаемый мир и сможет продолжить жить. Мир, в котором есть Врата, приобретает защиту.

Как узнаёт Пётр, его симбионт куалькуа - не самостоятельная особь, а часть единого существа с общим сознанием. Куалькуа сообщает Петру, что Конклав, узнав о геометрах, уже направил к Земле флот, который должен её уничтожить. Последним средством для спасения Земли кажется введение её в Тень. Чтобы войти в Тень, мир должен получить зерно Врат - небольшой артефакт, который необходимо доставить на планету и бросить на неё. Чтобы зерно подействовало, сам бросающий должен быть уроженцем этой планеты и должен быть уверен, что это необходимо. После того, как они добывают зерно, в Петре активизируется сознание Ника Римера, который увозит зерно и вводит мир геометров в Тень. Зерно дублируется, его копия остаётся у Петра, но Пётр понимает, что дубликат предназначен не ему, а находящемуся в его теле куалькуа. Ведь сам Пётр не может заставить себя поверить, что Земля должна войти в Тень. Пётр вступает в переговоры с Конклавом, в результате которых они отказываются от идеи уничтожения Земли. Пётр возвращается на Землю, а через некоторое время избирается полномочным представителем Земли для участия в переговорах о вступлении землян в ряды Сильных рас Конклава.

Создание и издания

По словам Лукьяненко, совпадение идеи романа, что «мы не самые крутые в этой Вселенной», с такой же идеей цикла «Сага о Возвышении » американского писателя-фантаста Дэвида Брина не было задумано изначально, хотя писатель и читал произведения цикла . Проект советского космического челнока «Спираль» был придуман писателем на основе реального одноименного проекта, несколько отличного от описанного в книге . Система воспитания детей у геометров была разработана писателем, как осознанная полемика с системой воспитания в мире Полудня у братьев Стругацких , так как Лукьяненко не нравилась подобное устройство общества .

При выборе имени главного героя Петра Хрумова писатель исходил из того, чтобы оно было простым и русским. Фамилия была придумана «простая и короткая», по словам Лукьяненко, процитировавшего «Особенности национальной охоты », «как выстрел, как приказ» . Рабочим названием второго романа дилогии было «Земля - это рай» .

В 1997 году в Москве издательством «АСТ» в серии «Звездный лабиринт» впервые было напечатано начало романа-эпопеи «Звезды - холодные игрушки». Изначальный тираж составил 10 000 экземпляров, впоследствии с 1998 года по 2009 год было напечатано ещё 30 000 экземпляров первого издания в пяти дополнительных тиражах . В следующем 1998 году в том же издательстве вышло окончание романа-эпопеи - роман «Звездная тень». За начальным тиражом в 20 000 экземпляров также последовало шесть дополнительных тиражей за 10 лет общим количеством в 51 000 экземпляров . Полностью роман-эпопея был издан «АСТ» в 2002 году, суммарный тираж составил 28 000 экземпляров . Начиная с 2003 года дилогия была переведена на польский, чешский, литовский. болгарский, венгерский и немецкий языки .

Список русскоязычных изданий

Год Издательство Место
издания
Серия Тираж Примечание Источник
1997 АСТ, АСТ Москва, Хранитель Москва Звездный лабиринт 10000 + 33000 «Звезды - холодные игрушки». Начало романа-эпопеи. Иллюстрация на обложке Д. Бернса.
1998 АСТ Москва Звездный лабиринт 20000 + 51000 «Звездная тень». Окончание романа-эпопеи «Звёзды - холодные игрушки». Иллюстрация на обложке А. Дубовика.
2002 АСТ // Астрель Москва // Санкт-Петербург Звездный лабиринт: коллекция 15000 + 13000 Дилогия «Звезды - холодные игрушки» в одном томе. Иллюстрация на обложке А. Дубовика.
2004 АСТ, Ермак Москва Библиотека фантастики 5000 Дилогия «Звезды - холодные игрушки» в одном томе. Иллюстрации на обложке Д. Бернса и А. Дубовика.
2006 АСТ, Хранитель Москва Чёрная серия (танковая щель) 20000 + 10000 Первый роман дилогии «Звезды - холодные игрушки». Иллюстрация на обложке Д. Бернса.
2007 АСТ, Хранитель, АСТ Москва Москва Чёрная серия (танковая щель) 20000 + 6000 «Звездная тень». Второй роман дилогии «Звезды - холодные игрушки». Иллюстрация на обложке А. Дубовика.
2007 АСТ, Хранитель, АСТ Москва Москва Библиотека мировой фантастики 3000 + 1500 Дилогия «Звезды - холодные игрушки» в одном томе.
2014 АСТ Москва Весь Сергей Лукьяненко 5000 «Джамп». Роман-эпопея «Звёзды - холодные игрушки» в одном томе. Иллюстрация на обложке В.Н. Ненова.

Издания на других языках

Год Название Издательство Место
издания
Язык Переводчик Источник
2003 Zimne błyskotki gwiazd Amber Варшава Польский Э. Скурская
2003 Gwiezdny cień Amber Варшава Польский Э. Скурская
2006 Hvězdy, ty studené hračky Triton Прага Чешский Л. Дворжак
2007 Svět Stínu Triton Прага Чешский Л. Дворжак
2007 Žvaigždės - šalti žaislai Eridanas Каунас Литовский N. Jakubauskaitė
2007 Žvaigždžių šešėlis Eridanas Каунас Литовский N. Jakubauskaitė
2008 Студени играчки са звездите ИнфоДар София Болгарский
2008 Звездната сянка ИнфоДар София Болгарский
2009 Ugrás az űrbe Metropolis Média Group Будапешт Венгерский W. Györgyi
2009 Sternenspiel Heyne Мюнхен Немецкий C. Pöhlmann
2009 Sternenschatten Heyne Мюнхен Немецкий C. Pöhlmann

Критика и оценки

«Лукьяненко пишет сильно, точно и „технично“», по мнению Сергея Некрасова. Его образы и действия персонажей наполнены психологическими переживаниями, а каждая фраза в романе «словно оживает, играет и дышит» . Игорь Легков отметил, что фантастичность места действия гармонично сочетается с «предельным реализмом бытописания» и привнесением узнаваемых земных реалий, «как то и полагается жанровыми правилами хорошего тона» . Вера Петрова соглашается с тем, что Лукьяненко удается совмещать сюжетную и интеллектуальную остроту . Изначально заданный оригинальный набор обстоятельств вызывает доверие у читателя . Тем не менее, Легков называет роман однозначно коммерческим . В то же время, Вера Петрова полагает, что в отличие от коммерческого романа, где «наши против чужих, наши побеждают», Лукьяненко «делает внутренний, философски значимый конфликт главного героя одним из моторов острого сюжета» .

Литературный критик Виталий Каплан писал, что роман вызвал споры среди читателей . Лукьяненко устраивает «очередную идейную баталию», на этот раз с узнаваемой коммунистической утопией , напоминающей мир ранних Стругацких . По мнению Сергея Некрасова, первая часть дилогии представляет собой «едкую, злую и неглупую пародию » на подобную утопию, одновременно сталкивая разные варианты будущего - дикий капитализм и социальную утопию . Такая попытка взглянуть под другим углом на уже существующий мир, тем не менее, не мешает писателю строить свой вариант его развития, а героям совершать свой этический выбор . Кроме того, критики отметили, что политическая обстановка в космосе напоминает политическую обстановку в России на момент написания . Вхождение Земли в Конклав подобно вхождению России в «цивилизованный» мир, где развитые страны за счет своего превосходства в военном и технологическом плане преодолели зависимость от сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы .

Предположив, что подобный мир может существовать, Лукьяненко «раскручивает ситуацию с полной психологической и социальной достоверностью». В представленном обществе нет насилия над личностью, но одновременно, вместе с воспитанием в интернатах, теряется и само понятие личности. Вместо личностей перед читателем предстают взаимно услужливые и приветливые «функциональные единицы». Наука в подобном обществе ещё развивается, но творчество уже в упадке. Ник Ример, бывший поэтом, скорее редкое исключение при таком подходе . Таким образом, ценой стабильности является нивелирование человеческой личности . Понятие дружбы также оказалось искажено. Под ней понимается навязывание остальным расам своего взгляда на мир, больше напоминающее чисто биологическую экспансию . Специальный институт «регрессоров» понижает уровень высокоразвитых рас, чтобы можно было перевоспитывать их по-своему. Виталий Каплан задается вопросом, «не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?»

В отличие от Стругацких, которые придумали мир, в котором им хотелось бы жить, взяв за основу положительные образы своих современников и предположив, что могло бы получиться через двести лет, Лукьяненко, наоборот, за основу взял модель «хорошего мира» и попытался посмотреть, что из этого получится. Поэтому, по мнению Виталия Каплана, мир геометров не пародия на мир Полудня. Скорее Лукьяненко пародирует не сам мир, а «примитивно-восторженное его восприятие определенной категорией читателей» . Каплан отметил, что общество геометров больше похоже на средневековье, «где горделиво-мессианское сознание обывателей служит основой авторитета власти». Взаимоотношения обитателей планеты напоминают касты дальневосточного феодализма , а «стремление всех насильно облагодетельствовать» ближе к европейскому средневековью. Сам Лукьяненко во втором романе дилогии проводит аналогичные выводы . Смысл существования цивилизации геометров стремится к нулю. Точкой перегиба сюжета является пощечина Ника Римера своему наставнику. После этого становится ясно, что подобный союзник землянам не нужен . По мнению Сергея Некрасова, сам писатель пребывает в растерянности вместе со своим персонажем от необходимости выбора между Конклавом или геометрами .

Во второй книге дилогии поднимается неоднократно затрагиваемая Лукьяненко в различных произведениях тема свободы выбора, личности и общества, а также последствия подобной свободы . В мире Тени писатель доводит идею свободы до «абсолютизма», вводя огромное число планет, возможность оказаться на любой из них, пройдя Вратами, и бессмертие . Каждый может воевать, как за правых, так и за заведомо неправых, убивать и умирать, создавать что-то новое или просто фермерствовать . Писатель задает важный вопрос: «Нужна ли нам такая свобода?»

Литературный критик Виталий Каплан отметил онтологическую глубину романа «Звёздная тень». Врата Тени переносят прошедшего сквозь них туда, куда ему «больше всего» хотелось бы попасть. Но так как в человеке, как в биологическом существе, самыми сильными оказываются самые простые желания, то и попадет он в соответствующий мир . Одним из проявлений человеческой свободы является способность сознательно «идти наперекор нашим животным инстинктам ». Однако, врата призваны удовлетворять только самые сильные желания, которые в момент перехода оказываются в неподконтрольном сознанию подсознании . Таким образом, Каплан приходит к выводу, что «свобода, даруемая Вратами, на деле оборачивается рабством ». Все обитатели планет Тени стали рабами своих желаний без возможности «подавить сильное устремление ради высшего». Врата не обращают внимания на глубину человеческой личности, её права и свободы .

Относительно сюжета второго романа, по мнению Легкова, не происходит ничего неожиданного. Поселение личности человека в тело чужого - не ново для научной фантастики, резко сменившийся образ Маши «не будоражит», а любой приготовленный автором неожиданный поворот оказывается банальностью. Осталась непонятна авторская мотивация принятия Земли в Сильные расы .

Действие в романе выстраивается вокруг российского космонавта Петра Хрумова, его чувств и переживаний . По характеристике Веры Петровой, в своей жизни Пётр «не знал настоящих поражений, поэтому в его сознании прочно закрепилась „программа“ на победу». Хрумов верит, что у любой задачи есть решение, даже если кажется, что это невозможно . В сцене с пощечиной наставнику, по мнению Игоря Легкова, Хрумов оказывается в моральном отношении ниже своего оппонента. С подростковым максимализмом Пётр судит наставника, который в сущности и сам является всего лишь жертвой системы .

Философская часть романа «берёт начало в попытках личностного самоопределения героя». Лукьяненко представляет перед читателем крушение иллюзий Петра Хрумова, который осознает себя средством для достижения чужих целей не только в руках других рас, но даже для собственного деда, который на самом деле не его дедушка. Герой понимает, что ему привили идею превосходства общественных интересов над личными, выбрали за него профессию и вовлекли в заговор с целью добиться равноправия для Земли. Таким образом, по мнению Легкова, главный герой оказывается марионеткой, которой предстоит взять на себя ответственность за судьбу нескольких цивилизаций . В первом романе проблема свободной воли обозначена, но не осмыслена, а Лукьяненко «отделывается расхожими истинами» . Во втором романе главный герой проходит через предательство друзей, смерть деда, необходимость «поступиться принципами», попадая в мир абсолютной свободы, где ему предстоит, ориентируясь на свои этические принципы, решать, нужна ли человечеству подобная свобода . По мнению Легкова, Хрумова также положительно характеризует сдержанное им слово. Несмотря на все доводы Маши и Данилова, в «экзистенциально безысходной ситуации» Пётр не отдаёт корабль геометров для усиления Земли, а продолжает следовать намеченному плану .

Дмитрий Добровольский также отметил ряд технических несоответствий в произведении . В частности, в сцене с аварийной посадкой космического челнока на шоссе рекомендации центра управления полетами вместо помощи привели к ещё более сложной ситуации, в результате которой у пилота почти не оставалось шансов выжить. Непосредственные расчеты показали, что при альтернативном заходе на посадку вероятность успешного исхода была бы выше . При старте с Земли челнок запускался «Протоном », хотя его прототип, экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт, в проекте «Спираль» предполагалось запускать при помощи самолёта-разгонщика для уменьшения энергозатрат . Во время испытаний аппарату приходилось садиться на грунтовые полосы, в то время как в романе Лукьяненко утверждает, что «за всю историю космонавтики челнокам не приходилось садиться на неприспособленные площадки» . Также спорным является решение о посадке на дорогу вместо грунта, на котором быстрее бы удалось сбросить скорость . По мнению Добровольского, наиболее жизненной из авиационных сцен получился «помпезный генеральский банкет в честь успешной посадки». Участники банкета быстро забыли его повод, а руководитель полетов был «очень доволен, что его вообще пустили в зал» .

В 1999 году роман-эпопея «Звёзды - холодные игрушки» был номинирован на премии «Интерпресскон » и «Бронзовая Улитка » в номинации «Крупная форма» . В том же году роман «Звёздная тень» был номинирован на премию «Сигма-Ф» - приз читательских симпатий журнала «Если» .

Адаптации

Аудиокниги

В 2006 году издательство «Аудиокнига», входящее в холдинг «Издательская группа АСТ », записало аудиокнигу по роману «Звёзды - холодные игрушки». Аудиокнига продолжительностью 13 часов 57 минут вышла на двух CD-дисках . Текст в формате монолога читает Александр Кокшаров . В том же году была переиздана без изменений . Аудиокнига по роману «Звёздная тень» была выпущена в 2006 году издательством «Аудиокнига» совместно с «АСТ Москва ». Текст в формате монолога продолжительностью 12 часов 2 минуты читает Олег Голуб. Аудиокнига вышла на одном CD-диске .

Компьютерная игра

23 декабря 2009 года по мотивам романа-эпопеи «Звёзды - холодные игрушки» издательством «Акелла » выпущена одноименная компьютерная игра в жанре космическая аркада . Разработкой игры - симулятора полетов комических кораблей - занималась студия «Quazar Studio». Игра сделана на основе движка от космического симулятора «Хроники Тарр» .

Главный герой игры - Ник Ример, пилот дальней разведки, изучающей таинственного противника, известного как Тень . После инструктажа и предыстории игрок попадает в ангар, где может выбрать один из одиннадцати кораблей со схожими параметрами, вооруженных лазерами , плазмометами, ракетами и оборудованных автоматической регенерацией корпуса .

Игра состоит из восьми непродолжительных миссий, где игроку противостоит три типа врагов . Свободное передвижение практически невозможно, по мнению Дениса Гундорова, физика в игре не проработана, а миссии представляют собой задания вида «найди-принеси-убей-вернись-и-сделай-там-то-же-самое». Сражения сделаны излишне простыми: нет уровней сложности, корабль после столкновения или попадания восстанавливается почти мгновенно, враги гибнут от двух-трех попаданий. Кроме того, в игре присутствуют почти все известные баги «Хроник Тарр», в том числе и исправленные в исходном движке. Только виды местного космоса и игровая музыка получились удачно .

Примечания

  1. Виталий Каплан . Во что играют звезды?
  2. Сергей Некрасов. Сергей Лукьяненко «Звёзды - холодные игрушки» // Если: журнал. - Москва: Любимая книга, 1997. - № 12 . - С. 248-249 . - ISSN 0136-0140 .
  3. Дмитрий Байкалов. Искатель чудес // Если: журнал. - Москва: Любимая книга, 2002. - № 9 . - С. 237-244 . - ISSN 0136-0140 .
  4. Вера Петрова. Прыжок сквозь человеческое . Русская фантастика. Проверено 23 февраля 2016.
  5. Игорь Легков. Проза с протезом // Лавка фантастики: журнал. - Пермь, 1999. - № 1 . - С. 64-65 .
  6. Вопросы по книгам. Дилогия "Звёзды - холодные игрушки" . Официальный сайт Сергея Лукьяненко. Проверено 7 марта 2016.
  7. (рус.) . Лаборатория Фантастики . Проверено 3 марта 2016.
  8. Сергей Лукьяненко «Звездная тень» (рус.) . Лаборатория Фантастики . Проверено 3 марта 2016.
  9. Сергей Лукьяненко «Звёзды - холодные игрушки» (рус.) . Лаборатория Фантастики . Проверено 3 марта 2016.
  10. Сергей Лукьяненко «Звёзды - холодные игрушки» (рус.) . Лаборатория Фантастики . Проверено 3 марта 2016.
  11. Сергей Лукьяненко «Звёзды - холодные игрушки» (рус.) . Лаборатория Фантастики . Проверено 3 марта 2016.
  12. Сергей Лукьяненко «Звёзды - холодные игрушки» (рус.) . Лаборатория Фантастики . Проверено 3 марта 2016.

Сергей ЛУКЬЯЕНКО

ЗВЕЗДЫ -- ХОЛОДНЫЕ ИГРУШКИ

Океан не помнил обид. Подобно небу он верил в свободу, подобно небу -- не терпел преград. Я стоял на мокром песке, волны лизали ноги, и так легко было поверить, что чужая звезда в небе -- мое Солнце, а соленая вода -- древняя колыбель человечества.

Вот только линия берега -- слишком ровная. Прямая как горизонт, и такая же фальшивая. Если пойти вдоль берега, то ничего не изменится -по правую руку потянутся низкие, словно подстриженные, рощицы, по левую -- будет шипеть прибой. Лишь песок под ногами изменит цвет, из желтого станет белым, из белого -- розовым, из розового -- черным, и -- обратно. Полоска пляжа неощутимо для глаз повернет вправо, ее покроет снег, потом снова потянется песок, и когда-нибудь, очень нескоро, я вернусь к этой же точке, где волны все так же будут ласкать берег...

Один человек -- уже слишком много, чтобы изменить мир.

Я сделал шаг, и вода с шипением заполнила мои следы.

Мир -- уже слишком мал, чтобы оставить его в покое.

Да и нет для живых безмятежности.

Только морю и небу знаком покой.

Я поднял правую руку, посмотрел на нее -- и пальцы стали удлиняться. Я лепил их взглядом, превращая человеческую плоть в острые изогнутые когти.

Впрочем, есть ли у меня еще право называть себя человеком?

Часть первая. СЧЕТЧИК.

Ты не захватишь письмо? -- спросила Эльза. -- Похоже, мы тут завязнем недели на две, муж начнет волноваться.

Я бы на его месте не прекращал этого занятия, -- неуклюже сострил я. Эльза только улыбнулась, протягивая через стол конверт. Ее спутники сидели метрах в пяти, пили темное пиво, и скалились, оглядывая нас. Ну, еще бы. Я рядом с Эльзой выглядел настоящим цыпленком. Красивые немки, на мой взгляд, редкость. А Эльза Шредер мало того что была красивой, в парадной форме "Люфтганзы" она выглядела слегка цивилизовавшейся валькирией. Все эти побрякушечки на кителе, длинный ряд серебристых звездочек над левым нагрудным карманом, невесть как удерживающийся на белокурых волосах берет, здоровенный пистолет в запломбированной кобуре...

А он и не прекращает, -- серьезно сказала Эльза. С юмором у нее было куда хуже, чем с русским языком. -- Ну, как, захватишь?

Конечно, -- я взял конверт, попытался засунуть его в карман. Конверт упирался. Эльза вздохнула, потянулась ко мне через столик, расстегнула куртку, опустила письмо во внутренний карман -- где уже лежал маршрутный лист и "керосиновые талоны".

И с чего она знает униформу "Трансаэро" лучше, чем я сам?

Спасибо, Петер, -- произнесла Эльза низким, мягким голосом. Похоже, коверкая мое имя на немецкий лад, она выражала свое расположение. -- Ты хороший мальчик.

Я поперхнулся от обиды. А Эльза полюбопытствовала:

Может, заедешь во Франкфурт, сам передашь письмо? Ты бывал во Франкфурте? Муж будет рад.

Вот всегда так -- стоит оказать услугу...

У нас расписание напряженное, я дома буду дня три всего, -буркнул я.

Тогда в следующий раз, -- легко согласилась Эльза. -- Пока, Петер...

Она поднялась, и я запоздало спросил:

Куда летите?

Джамайя, -- Эльза вздохнула. -- Подвернулся фрахт.

Птички?

Попугайчики и воробьи, -- второй пилот "Люфтганзы" поморщилась. Я ее прекрасно понимал. Перевозить тысячу галдящих, гадящих, вопящих от тесноты и непривычной обстановки птиц -- занятие не из приятных.

Эльза вернулась к своим приятелям, а я остался наедине с недопитой кружкой. Еще вчера я бы одной не ограничился. Но сегодня вылет, так что, по честному говоря, и эта кружка незаконная.

Я исподлобья оглядел бар. Народу было много, и все сидели тесными кучками. Самая большая и шумная -- американцы из "Делты" и "Юнайтед Эрлайнз". Чуть поменьше -- японцы из "Джал" и англичане из "Бритиш Эруэйз". Даже австралийцев из "Квантаса" и испанцев из "Иберии" я углядел. Наших -- никого. Уступали мы в этом секторе позиции, здорово уступали. Я вздохнул, поднимаясь. Подошел к стойке, потянулся к телефону. Здоровяк-бармен радостно улыбаясь, подвинул мне аппарат. Воскликнул:

О! Янг рашен пайлот!

Он меня со вчерашнего дня запомнил. Бармены русских всегда любят. Мы им выручку делаем... даже в одиночестве.

Пайлот, пайлот, -- рассеянно сказал я. Снял трубку, набрал номер диспетчерской. Ответили не сразу.

Борт тридцать шесть -- восемнадцать, "Трансаэро". Окно появилось?

Честно говоря, я надеялся, что сегодня вылететь не удастся. Можно было бы еще посидеть, попить хорошего пивка, выспаться в уютном гостиничном номере. Здесь мы бывали редко, жилье бронировали второпях, и потому мне выделили очень приличный люкс.

Борт тридцать шесть -- восемнадцать... -- на том конце провода девушка-диспетчер защелкала клавиатурой компьютера. -- Да, есть окно. В семнадцать ноль шесть. Подтверждаете вылет?

Я посмотрел на часы. Еще не было трех.

На медконтроль в двенадцатый кабинет, и в контрольный центр, -любезно сказала девушка.

Опустив трубку я хмуро посмотрел на бармена.

Фьють? -- радостно спросил он.

Вот именно, фьють...

Я кивнул и пошел к двери. Навстречу ввалилась целая толпа -- не то китайцы, не то филиппинцы, пришлось прижиматься к стене. Воспользовавшись заминкой я помахал немцам рукой, но они этого не заметили.

Шумно сегодня будет в "Старом Дональде Даке"...

После полумрака бара -- тонированные стекла и плотные занавеси, снаружи немудрено было и ослепнуть. Я зажмурился, доставая темные очки, нацепил их, и только потом огляделся.

Сириус-А и Сириус-Б выжигали небо до белизны. Ничего, кроме света, над головой. Никаких облаков, конечно...

Земной сектор занимал окраину космодрома. Солидную часть окраины, но именно окраину. Километрах в трех от поселка тянулись посадочные полосы -- нежно-сиреневые плиты, которые не были ни бетоном, ни камнем, ни пластмассой. Уже много раз пробовали взять анализ сиреневого вещества, но пока это не удавалось. С год назад при посадке перевернулся английский челнок, пытавшийся на ходу сделать титановым скребком соскоб полосы. На дальнюю как раз садился "шаттл" -- судя по раскраске, американский. В этом секторе торговлей занимались в основном они и французы. "Трансаэро" и "Российский аэрофлот" болтались в куда менее гостеприимных районах.

Последние материалы раздела:

Звезды — холодные игрушки
Звезды — холодные игрушки

Звезды – холодные игрушки Сергей Лукьяненко (Пока оценок нет) Название: Звезды – холодные игрушкиО книге «Звезды – холодные игрушки» Сергей...

«50 оттенков серого от лица Кристиана» Э
«50 оттенков серого от лица Кристиана» Э

«Пятьдесят оттенков серого» — первая часть известной трилогии, которая рассказывает о неожиданном знакомстве юной студентки Анастейши Стил с...

Как легко определить размер порций еды
Как легко определить размер порций еды

Решили приготовить блинчики или пирожки, а под рукой нет ничего, чтобы отмерить нужное количество муки? А в рецепте как назло все продукты именно в...