Дыхательная гимнастика для детей: эффективные упражнения и техника выполнения. Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей Дыхательная гимнастика по стрельниковой старшая группа

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок. Часто болеют - сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей - дыхательная гимнастика для дошкольников. О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.

Виды дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко
  • гимнастика из хатха-йоги
  • и др.

Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются :

  • глубокое дыхание
  • искусственное затруднение дыхания
  • задержка дыхания
  • замедление дыхания
  • поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками - это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять , прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики - носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения могут проводиться как дома, так и в детском саду

Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач - научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая - освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику с дошкольником

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
  2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
  4. Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
  5. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
  6. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  7. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
  8. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  9. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  10. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет. Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников - специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

2-4 года

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение - стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой - глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение - стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная - для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

  1. Максимум эмоций на вдохе.
  2. Одновременность движений и вдохов.
  3. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами - 2-3 секунды, а между выдохами - чуть больше.
  4. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

  1. «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха - ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох - произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
  2. «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
  3. «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох - во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе - выпрямиться. 1 серия - 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

  1. Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 - руки поднять в стороны - вдох

2 - руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

  1. Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 - поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом

2 - поворот головы влево - выдох через слегка открытые губы.

  1. Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 - правая рука вверх, левая рука в сторону - вдох через нос

2 - левая рука вверх, правая рука в сторону - выдох + звук «р-р-р»

  1. Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе - вдох

1 - наклон вправо - выдох

2 - руки на поясе - вдох

3 - наклон влево - выдох

4 - руки на поясе - вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки - отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Заболевания органов дыхания у детей - проблема весьма распространенная. С ней сталкиваются многие родители. Причем лечение медикаментозными средствами приветствуется далеко не всеми. Как же помочь малышу поменьше болеть бронхитами и простудными заболеваниями? Как восстановить его органы дыхания после перенесенной пневмонии? Как улучшить здоровье детей, страдающих астмой?

Как укрепить защитные силы организма? Есть одно несложное решение, позволяющее избавиться от этих проблем, - дыхательная гимнастика для детей.

Польза простых упражнений

Дыхательная гимнастика для детей позволяет организму малыша правильно развиваться. Она очень полезна для здоровья. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Дыхательная гимнастика для детей, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.

Уроки дыхательной гимнастики, как правило, проводятся в форме увлекательных и веселых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребенка, но и принести пользу его здоровью.

Как выполнять упражнения?

Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы щеки ребенка при этом не раздувались. На этапе, когда упражнения только разучиваются, это можно контролировать с помощью рук.

Противопоказания

Комплекс дыхательной гимнастики должен быть немедленно прекращен в том случае, если ребенок резко побледнел или покраснел. Это предостережение действует и при жалобах малыша на онемение ручек или ножек, а также на дрожание кистей рук. Такие симптомы могут свидетельствовать о гипервентиляции легких. Если это случилось, то малыша необходимо попросить выполнить следующие действия:

Сложить лодочкой ладошки и «окунуть» в них лицо;

Сделать 2-3 раза глубокий вдох и выдох в ладони.

Обычно этого бывает достаточно, чтобы устранить неприятные симптомы.

Гимнастика от кашля

С самого раннего возраста рекомендуется укреплять дыхательные пути ребенка. Это позволит избавить его от мучающего кашля. Делать такие упражнения лучше всего в процессе игры. Например, сдувать перышки с ладони или дуть на одуванчик. Очень полезен свисток. С ним ребенок никогда не заскучает. Увлечет малыша и выдувание воздуха в стакан с водой через трубочку для коктейля. К тому же веселые пузырьки принесут несомненную пользу. Такая игра будет способствовать не только укреплению дыхательных путей, но и развитию речевого аппарата. Деткам можно предложить надувать воздушные шары. Стоит помнить о том, что все подобные упражнения очень утомительны, так что на их выполнение не стоит отводить более пяти-десяти минут.

Лечебная гимнастика

Ниже приведен комплекс дыхательной гимнастики для детей, задачей которого является устранение кашля. Все эти упражнения, которые рекомендуются малышам с двухлетнего возраста, развивают речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, мышцы позвоночника и рук, а также координацию движений.

1. «Пузырики». Малыш должен глубоко вдохнуть через нос. Щечки при этом раздуваются, словно пузырики. Затем следует сделать очень медленный выдох через немного приоткрытый рот. Упражнение повторяют два-три раза.

2. «Насосик». Перед началом выполнения упражнения малышу необходимо поставить руки на пояс. Затем ребенку при вдохе следует слегка присесть, а при выдохе - выпрямиться. Приседания постепенно должны становиться ниже. Вдох и выдох - несколько длительнее. Повторить «Насосик» не менее трех-четырех раз.

3. «Говорилка». Малыш должен ответить на вопросы взрослого о том, как говорит паровозик (ту-ту-ту) или как сигналит машинка (би-би-би). Можно просто пропеть любые гласные звуки.

4. «Курочки». Это упражнение взрослый должен делать вместе с ребенком. Следует встать, наклониться, свободно свесить руки и опустить голову. Произнося «так-так-так», нужно одновременно похлопывать по коленкам и делать выдох. На вдохе необходимо выпрямить туловище и поднять вверх руки. Повторить не менее пяти раз.

Эти и другие упражнения дыхательной гимнастики для детей можно чередовать и комплектовать по-своему. Их желательно выполнять малышам с хроническим насморком или при частых ОРВИ. Такие занятия помогут при ларинготрахеитах и гайморитах.

Для укрепления иммунитета

Оградить малыша от простуд - задача непростая. Вирусы и микробы часто одолевают ребенка, ослабляя его иммунитет. Каков выход из этой ситуации? Разумеется, можно обратиться к врачу и поить свое чадо таблетками или применить бабушкины рецепты. Однако знайте, что ни то, ни другое не понадобится, если заняться упражнениями дыхательной гимнастики. Вот некоторые из них:

1. «Большой и маленький». На вдохе малыш должен встать на цыпочки и потянуться руками вверх. Такая поза показывает, какой он большой. Данное положение должно быть зафиксировано в течение нескольких секунд. На выдохе малыш опускает ручки вниз и садится на корточки. При этом он говорит «ух», обхватывает коленки руками, пряча между ними голову. Поза говорит о том, что он маленький.

2. «Паровозик». С ребенком следует ходить по комнате. Согнутые руки должны имитировать движение колес паровозика. Скорость необходимо постоянно менять. Во время упражнения, которое повторяется пять-шесть раз, «паровозик» произносит: «Пух-пух».

3. «Летящие гуси». Нужно медленно ходить по комнате. Руками при этом следует махать, словно крыльями. На вдохе они поднимаются, на выдохе - опускаются с произношением звука «г-у-у». Выполнять такое упражнение следует от пяти до восьми раз.

Сегодня большое количество детей имеют различные нарушения в развитии речи и часто болеют. Им порой сложно адаптироваться в детском коллективе. Задача воспитателей заключается в преодолении имеющихся патологических состояний. Чтобы укрепить физическое и психическое здоровье малышей, проводится дыхательная гимнастика в детских садах. Занятия должны проходить с соблюдением следующих требований:

Упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей);

Занятия проводятся в помещении, где открыта форточка, или в проветренной комнате;

Весь комплекс выполняется до еды;

Дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений.

Дыхательная гимнастика в детских садах должна выполняться при соблюдении определенного темпа.

Эффективная методика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей считается даже несколько парадоксальной. Именно поэтому данный комплекс стоит особняком от других. В основе этой системы находится нетрадиционный подход, который предполагает уделять пристальное внимание не процессу дыхания в целом, а только качеству и характеру вдохов. Иначе Стрельниковой рассматривается и выдох. Его автор уникального метода относит к естественному следствию процесса вдыхания.

Гимнастика Стрельниковой строится на том, что во время вдоха идет не расширение, а сжатие грудной клетки. Это происходит искусственно благодаря обхватыванию ребер руками, наклонам и поворотам корпуса. Насколько этот метод действеннее других, пускай спорят специалисты. Родителей интересуют только полученные результаты.

Польза альтернативной разработки

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей впечатляет своими результатами. Простые, но в то же время эффективные упражнения помогают малышам избавиться от целого ряда заболеваний, усиливая результаты как медикаментозных, так и альтернативных способов лечения.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этому методу позволяет устранить такие проблемы:

Болезни носовых пазух хронического характера;

Патологии бронхов и легких, в числе которых пневмония и астма;

Болезни сердца;

Сахарный диабет;

Язвенную болезнь в стадии ремиссии;

Неврологические заболевания.

Гимнастика Стрельниковой усиливает иммунитет, развивает гибкость и пластичность. Замечательным результатом ее использования является устранение нарушений осанки у детей. Это становится возможным благодаря работе практически всех мышц во время выполнения упражнений. Организм ребенка начинает оптимально развиваться. При этом активизируется обмен кислорода в тканях, благодаря чему улучшается работа всех систем и органов.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этой методике позволяет избавить малыша от заикания, которое не поддавалось ни гипнозу, ни какому-либо другому воздействию. Правда, в этом случае к основному комплексу упражнений добавляются индивидуально подобранные.

Первые шаги

С чего следует начинать осваивать дыхательную методику Стрельниковой? Прежде всего, необходимо выучить три базовых упражнения. Их выполняют в ритме строевого шага.

Первое из этих упражнений разминочное. Называется оно «Ладошки». Для его выполнения ребенку следует опустить ручки вдоль туловища. При каждом вдохе малыш должен сжимать ладошки в кулачки, как будто пытаясь что-нибудь ухватить. В движении во время этого упражнения находятся только кисти рук. Ребенок должен сделать 4 шумных и коротеньких вдоха и произвольно выдохнуть через нос, а можно и через рот. Затем необходим перерыв от 3 до 5 секунд. После него следует еще одна серия, включающая четыре вдоха. По методике их следует сделать 96.

Второе базовое упражнение - «Погончики». Ребенку нужно встать прямо и держать ручки вдоль туловища. Его кисти должны быть сжаты в кулачки, которые следует резко разжимать при вдохе, словно отталкивая что-то от себя. Методика Стрельниковой предполагает произвести 8 шумных вдохов без остановки, потом немного отдохнуть и продолжить упражнение. Всего повторов должно быть 12.

Последним базовым упражнением является «Насос». Ребенок перед началом его выполнения должен встать прямо и опустить ручки вниз. Затем следует чуть наклониться и округлить спину. Голова опущена вниз, шея расслаблена. Наклоняясь, ребенок должен сделать носом короткий вдох, словно нюхая цветок. На выдохе нужно выпрямиться. Всего делается по 12 повторов из 8 вдохов, между которыми должны быть небольшие паузы.

Дыхательной гимнастикой, разработанной Стрельниковой, можно заниматься малышам с 3-4 лет. Предельной возрастной границы не существует. До глубокой старости может выполняться данная дыхательная гимнастика. Отзывы многих людей говорят о том, что они занимаются по данной методике всей семьей. Это очень увлекательно и весьма полезно.

Для первых занятий достаточно выполнения базовых упражнений. В последующем этот комплекс желательно расширить. На каждом последующем занятии нужно будет разучивать по одному упражнению, разработанному Стрельниковой (всего их четырнадцать).

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой много лет является популярным способом профилактики и лечения патологий органов дыхания. У детей она показала высокие результаты в терапии логоневроза (заикания), в удлинении ремиссии хронических заболеваний ЛОР-органов, бронхов и легких, в повышении иммунитета против сезонных респираторных инфекций. Упражнения отличаются простотой и подходят даже для детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

А. Н. Стрельникова является автором парадоксальной методики дыхания, которую она разработала совместно со своей матерью и совершенствовала в течение многих лет. Первоначально она была разработана для восстановления голосовых связок и расширения вокального диапазона у певцов, но в дальнейшем автор применила ее в лечении людей с ЛОР-патологией и при заболеваниях легких.

Несмотря на то, что многие положения этой методики противоречат физиологии, дыхательная гимнастика нашла достаточно последователей. После смерти Стрельниковой ее дело продолжил М. Н. Щетинин, который впоследствии стал автором множества книг по стрельниковской методике.

Существуют принципиальные отличия комплекса упражнений Стрельниковой от классической терапевтической дыхательной гимнастики:

Параметры Традиционная дыхательная гимнастика Гимнастика Стрельниковой
Количество дыхательных движений Точное число экскурсий не устанавливается, так как функциональные возможности у больных разные, но в норме частота дыхания составляет 16-18 в минуту (обеспечивает оптимальный сердечный ритм) Установлено точное число вдохов - 96 (стрельниковская «сотня»)
Ритм и частота Большинство упражнений направлено на урежение частоты сердечных сокращений или подстраивается под нормальный ритм сердца Количество вдохов должно быть от 60 до 72 в минуту. При этом счет дыхательных движений ведется в восьмеричной системе: 8 вдохов + 3-5 секунд перерыв. Нужно совершить 12 таких циклов, чтобы достичь «сотни». Опытным пациентам разрешается делать 3 цикла по 32 вдоха
Особенности вдоха и выдоха Практикуется спокойный или глубокий вдох и растянутый выдох через нос Делается очень короткий, резкий, усиленный вдох через нос (сравнение с хлопком в ладоши) и пассивный выдох через рот или нос
Состояние грудной клетки при дыхании Вдох производят на раскрытии грудной клетки Вдох делают на сжатии грудной клетки с помощью физических упражнений

Показания и противопоказания

Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.

Показания*

Противопоказания
  • хронические ЛОР-заболеваний (затруднение носового дыхания, гаймориты, синуситы и др.);
  • затяжные и хронические болезни бронхов и легких (пневмония, бронхиальная астма, спайки в легких туберкулезного генеза и др.);
  • язвенная болезнь ЖКТ (в стадии ремиссии);
  • некоторые нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • психосоматические заболевания и др.
  • лихорадочное состояние с повышением СОЭ;
  • сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации, инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • эпилепсия и другие тяжелые неврологические заболевания головного и спинного мозга;
  • повышение внутричерепного и внутриглазного давления;
  • остеопороз;
  • недавние операции и переломы;
  • повышенное тромбообразование

*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.

У детей парадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:

  • хронический бронхит в стадии ремиссии;
  • нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
  • в логопедической практике - при логоневрозах (заикани);
  • остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
  • нарушения осанки;
  • профилактика респираторных заболеваний.

Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.

При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.

Комплекс упражений Стрельниковой адаптирован для детского возраста и может применяться по показаниям совместно с традиционной терапией.

Методика выполнения

Главная цель дыхательных упражнений состоит в формировании осознанного стереотипа дыхания, имеющего следующие особенности:

  1. Основа методики - тренировка вдоха. Делать его нужно только через нос. Вдох очень активный, резкий, короткий, сопровождается звуком. Надо с силой посылать воздушный поток как можно глубже в нижние отделы легких.
  2. Осуществлять вдохи необходимо с максимальной частотой - 1 вдох в секунду. Требуется совершить 12 циклов по 8 экскурсий (для маленьких детей - по 4) с перерывом между ними в 3-5 секунд и достичь «стрельниковской сотни» - 96 экскурсий для одного упражнения. Считать нужно только вдохи.
  3. Выдох осуществляется пассивно. Во время упражнений думать о выдохе вообще не нужно, он должен происходить естественно через рот.
  4. Все упражнения выполняются на вдохе, при этом создается сопротивление за счет сжатия грудной клетки (повышенная нагрузка на легочный аппарат и диафрагму). Выдох происходит на расширении грудной клетки.
  5. Упражнения можно делать не только стоя, но и для тяжелых больных - сидя или лежа.

Упражнения

Для лучшего понимания принципа упражнений и запоминания последовательности система Стрельниковой была адаптирована для дошкольников и представлена в игровой форме.

Разминка

Вовлечение ребенка в игру позволит более эффективно провести дыхательную гимнастику. Человеку нужно представить, что он находится в лесу и вдруг откуда-то почувствовал запах дыма. Чтобы понять направление пожара, необходимо усиленно «нюхать воздух».

Текст для придания игровой формы упражнению «Разминка»

«Ладошки»

Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.

Выполнение упражнения «Ладошки»

«Погончики»

Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.

Выполнение упражнения «Погончики»

«Насос»

Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.

Выполнение упражнения «Насос»

«Кошка»

Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.

Выполнение упражнения «Кошка»

«Обними плечи»

Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая - левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.

Выполнение упражнения «Обними плечи»

«Большой маятник»

Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных - «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее - вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.

Выполнение упражнения «Большой маятник»

«Шаги»

Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).

Выполнение упражнения «Шаги»

«Повороты»

Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.

Выполнение упражнения «Повороты»

«Ушки»

Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.

Выполнение упражнения «Ушки»

«Малый маятник»

Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

Выполнение упражнения «Малый маятник»

При травмах и серьезных заболеваниях грудного и поясничного отдела позвоночника не рекомендуется делать без консультации врача упражнения «насос» и «кошка». Если у ребенка травма головы, эпилепсия, повышенное внутричерепное или внутриглазное давление, заболевания шейного отдела позвоночника, то нельзя выполнять «повороты», «ушки», «насос», «большой» и «малый маятник».

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Правила выполнения упражнений для детей

В руководстве по методике стрельниковской гимнастики детям разрешено заниматься с 3-4 лет, т. е. с момента, когда малышу можно объяснить принцип и проверить правильность выполнения упражнений. Современные медицинские данные предостерегают от слишком раннего начала занятий. Анатомо-физиологические особенности ДС:

  1. 2-3 года - дыхательная система отличается хрупкостью и незрелостью структур. Гимнастика противопоказана.
  2. 3-4 года - продолжение роста и развития легочных долей, окончательное формирование носовых ходов. Вмешательство чревато возникновением эмфиземы (повышенной воздушности легких), нарушением структуры альвеол, кислотно-основного баланса крови.
  3. 4-5 лет - полностью развиваются миндалины, возникают аденоидиты, тонзиллиты. Проведение гимнастики оказывает благотворное влияние на верхние дыхательные пути, при аденоидах вырабатывает привычку дышать носом.
  4. 5-6 лет - окончательное формирование дыхательного тракта и управляющих центров в головном мозге. Рекомендуется проведение гимнастики по показаниям, именно в этом возрасте эффективность при заикании выше.
  5. 6-7 лет - легкие функционально и морфологически не отличаются от легких взрослых, сформированы гайморовы пазухи и речевые центры. Гимнастика Стрельниковой может проводиться в лечебных и профилактических целях.

Осваивать дыхательную гимнастику для детей нужно с трех базовых упражнений: «ладошки», «погончики» и «насос». На каждом последующем занятии можно разучивать еще одно упражнение из базового комплекса.

Заниматься рекомендуется 2 раза в день: утром и вечером перед едой (или не ранее, чем через час после прима пищи). Непосредственно перед сном выполнять упражнения не следует. Во время гимнастики важно обеспечить приток свежего воздуха (открытая форточка, занятия на улице и др.).

Упражнения при заболеваниях

Выполняя базовый курс, можно улучшить общее состояние, снизить число респираторных инфекций, продлить ремиссию при хронических заболеваниях. В методических рекомендациях дается список упражнений при определенных патологиях, которые необходимо делать повторно после проведения всего базового курса:

  • При аденоидах I - II стадии: «кошка», «шаги».
  • При приступе удушья : «насос», «обними плечи», «повороты» выполнять сидя.
  • При кашле, бронхите в ремиссии и контролируемой астме : «насос», «обними плечи».
  • При заикании : «насос», «обними плечи», проговаривая специальные речевые упражнения.

Мнение врачей

На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).

После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными - всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.

Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:

  1. Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему - повышенную воздушность легких.
  2. Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких - ацинуса с альвеолами - и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
  3. Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) - возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
  4. Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.

Положительное влияние

Стрельниковская гимнастика дает следующий положительный эффект:

  1. Повышение общего тонуса организма и иммунитета за счет динамических упражнений.
  2. Ускорение обменных процессов и оксигенации (в первые минуты).
  3. Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Повышение тонуса мышц приводит к исправлению различных деформаций грудной клетки и позвоночника.
  4. Массаж органов живота. Движения диафрагмы влияют на внутрибрюшное давление.
  5. Восстановление носового дыхания (у детей с затрудненным носовым дыханием развивается умственная отсталость).
  6. Ликвидация некоторых морфологических изменений в легких и бронхах (спайки, застойные очаги и др.).
  7. Усиление крово- и лимфоснабжения органов грудной клетки.
  8. Восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС - возникает новый осознанный стереотип дыхания. Изменение динамического стереотипа дыхания полезно больным бронхиальной астмой при нарушении скоординированного движения дыхательной мускулатуры и спазме диафрагмы, а также пациентам с логоневрозом и потерей голоса.
  9. Положительный эффект у внушаемых и эмоциональных пациентов.

Выполнение упражнений Стрельниковой является действенным методом профилактики заболеваний ЛОР-органов и нижних дыхательных путей, повышения жизненного тонуса и укрепления психофизического состояния детей. При заболеваниях применять парадоксальную гимнастику следует только после консультации специалиста.

6 52 621

В чем суть такого дыхания

Стрельниковская дыхательная гимнастика представляет собой подборку упражнений, которая была разработана Стрельниковой прежде всего для себя - она являлась театральным преподавателем и оперной певицей, страдала удушающим кашлем, и искала возможность справиться со своим недугом. Дыхательная система по методу Стрельниковой не имеет аналогов и каких бы то ни было ограничений - заниматься можно людям любого возраста, вне зависимости от состояния здоровья.

Система дыхания, которую разработала (и запатентовала) Стрельникова, может использоваться для снятия стресса, а также её легко совмещать с прогулками. Не всегда нужно делать гимнастические упражнения (комплекс упражнений дыхательной гимнастики я приведу далее), можно прогуливаясь в парке или за городом в среднем темпе выполнять дыхательные движения - восемь вдохов, отдых около трех-пяти секунд и затем восемь вдохов, за полчаса организм насытится кислородом, а также вы научитесь правильно дышать.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой рекомендована для применения в любое время, но автор методики, Александра Николаевна, рекомендовала проводить тренировку в утреннее время, тогда польза дыхательной гимнастики будет максимально высокой.

Результаты и польза для организма

Какую пользу приносит постоянное выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой?
  1. Улучшается кровоснабжение легочных альвеол и сосудиков, что положительно сказывается на метаболизме.
  2. Восстанавливаются нервные регуляции, ЦНС работает более слаженно.
  3. Восстанавливается дренажный функционал бронхиальной системы.
  4. Носовое дыхание стабилизируется.
  5. Минимизируются морфологические поражения в бронхо-легочной системе.
  6. Рассасываются воспаления, расправляются складчатые участки легких, стабилизируется лимфо- и кровоснабжение, а также проходят застойные проявления.
  7. Укрепляется система кровообращения и восстанавливаются утраченные либо ущемленные функции сердечно-сосудистого аппарата.
  8. Повышается иммунитет и тонус организма.
  9. Также следует отметить и то, что восстанавливается первоначальная функция легких - помимо примитивного дыхательного движения легкие отвечают за газообмен в альвеолах.

Дыхательные упражнения Стрельниковой помогут организму в общем и целом, но есть определенные заболевания, при которых данный метод рекомендован врачами.

Болезни дыхательной системы

Это может быть насморк или хронический гайморит, бронхит или даже бронхиальная астма. Дело в том, что парадоксальная гимнастика Стрельниковой больше всего нагружает именно дыхательную систему, давая на нее максимальную нагрузку, что улучшает состояние легочной системы и помогает укрепить дыхательную систему в целом. Помимо того, что улучшается общая мембранная проницаемость, также усиливается и местное кровоснабжение.

Кожные болезни

Многие люди страдают нейродермитами, псориазом и диатезом, они знают, как тяжело бороться с этими заболеваниями. Когда вы тренируете активное дыхание, организм на мембранном уровне обогащается кислородом, а обогащенная кислородом кровь усиливает регенерацию. Кстати, это помогает и восстановить дыхание кожных покровов - улучшается микроциркуляция крови, соединительные ткани модернизируются, выводятся излишки кожного сала, исчезает акне.

Нервные расстройства и болезни ЦНС

Зачастую заболевания ЦНС связаны помимо прочего и с низким уровнем кислорода в крови, и с недостаточно активным кровоснабжением - организм функционирует на «низких оборотах», и человек чувствует некоторое угнетение. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой поможет нормализовать самочувствие буквально с первого занятия.

Заболевания сосудистой системы

Если у вас частенько болит голова, ощущается недомогание, перенесли инсульт или болеете эпилепсией, то методика дыхания по Стрельниковой поможет минимизировать болезненные состояния.

Кроме всего вышеперечисленного дыхательные упражнения по методу Стрельниковой позволяют бороться с заиканием, заболеваниями позвоночника, а еще с лишним весом и вредными привычками.

Правила гимнастики

До того, как делать комплекс упражнений дыхательной гимнастики, сперва нужно разобраться с тем, как правильно выполняется гимнастика для похудения. Кстати, в самом начале вполне допустимо использовать подсказки для упражнений в картинках - это упрощает процесс.
  1. За каждое занятие требуется делать 1200 «дыханий» - вдохов и выдохов.
  2. Одно занятие должно занимать около получаса.
  3. Все упражнения надо делать по три подхода, 32 повтора в каждом подходе. После каждой «тридцатки» можно отдохнуть 3-10 секунд. Если сложно выполнять 32 вдоха подряд, то можно делать перерывы после каждой восьмерки, и выполнять 12 раз восьмерки.
  4. Через месяц ежедневных занятий можно каждое упражнение делать не по 8 раз, а по 16 или 32 раза.
  5. За каждое занятие нужно выполнять весь комплекс упражнений. Стрельникова рекомендовала выполнять комплекс дважды в день при нормальном самочувствии, и несколько раз в день, если чувствуете себя плохо.
  6. Дыхательная зарядка делается до еды. В отдельных случаях можно выполнять упражнения через полтора часа после обеда или ужина, но утром лучше всего заниматься натощак.
  7. Когда явно не хватает времени можно выполнять не 3 подхода по 32 вдоха для каждого упражнения, а по одному подходу на 32 вдоха. В таком случае у вас займет гимнастика стрельниковой 7 минут.
  8. Через месяц ежедневных упражнений чувствуется эффект.
  9. Не стоит бросать гимнастику, лучше всего выполнять её всю жизнь.

Вводное занятие

Естественно, сразу выполнить комплекс упражнений не получится, активная техника дыхания требует внимательного и сосредоточенного отношения.

Итак, сначала нужно сделать упражнение «Ладошки» - выполняются резкие громкие вдохи, после чего несколько секунд перерыва. За раз делают 4 вдоха, упражнение следует выполнять стрельниковской сотней - то есть 24 раза по 4 вдоха. После каждого вдоха делается выдох ртом, незаметно. В противном случае польза и вред будут не сбалансированы и вы можете навредить себе, не стоит гримасничать.

При аритмии сердца и проблемах с сосудами ЦНС можно почувствовать головокружение. Это не является дурным признаком, главное не слишком уж нервничать. Вообще при аритмии сердце выполнять упражнения можно, поэтому не стоит бояться и прекращать упражнения.

Следующее упражнение – «Погончики». Здесь нужно выполнить 12 восьмерок (чтоб получилась стрельниковская сотня).

Еще одно упражнение, которое поможет овладеть техникой – «Насос». Выполняют его по типичной схеме - 12 восьмерок, после каждых восьми дыханий - перерыв. Кстати, у этого упражнения есть некоторые ограничения, я расскажу о них далее.

Это базовый урок, его повторяют дважды в день, с каждым днем добавляя новое упражнение. Как только техника дыхания будет вами освоена, можно приступать к увеличению количества вдохов в одном подходе.

Полный комплекс


Нужно встать ровненько, согнуть руки в локтевых суставах и продемонстрировать ладони (вертикально, на линии плечевых суставов). Выполняются резкие вдохи, в тот же момент руки сжимаются в кулачки. Делать данное упражнение можно в любом положении тела.


Нужно встать ровно, ручки сжать в кулаки и прижать к брюшной части тела, около пояса. Когда вдыхаете, кулачки вытягиваются вниз, по направлению к полу, затем нужно вернуть руки в исходное положение. Руки не рекомендуется поднимать выше талии.

Насос


Необходимо встать ровно, ноги несколько уже плеч, руки свободно вытянуты вдоль туловища. Сначала делается наклон - руками нужно тянуться к носкам, но не касаться их, и во второй половине наклона нужно сделать шумный вдох (строго с помощью носа, а не рта). Вдох заканчивается одновременно с наклоном. Затем нужно слегка приподняться, но при этом не подниматься полностью, и повторить. Спина должна быть округлой, голова направлена лицом вниз. Упражнение делается стоя и сидя.

Данное упражнение имеет некоторые ограничения. Его нужно аккуратно выполнять при различных ЧМТ и заболеваниях позвоночника, а также если есть проблемы с давлением. Не стоит наклоняться слишком глубоко, достаточно будет лишь слегка согнуться. Это упражнение весьма эффективное, помогает побороть бронхиальную астму.

Кошка


Нужно встать ровно, и выполнить танцевальный присед, поворот тела вправо и короткий вдох, затем вернуться в исходную позицию, и сделать такой же присед с поворотом влево. Не стоит приседать слишком глубоко, достаточно лишь слегка согнуть колени. Во время упражнения нужно совершать хватательное движение в стороне поворота. Спина должна быть ровной, поворот осуществляется только в области пояса.


Встаем с прямой спиной, сгибаем руки в локтях и поднимаем их на уровне плеч. На вдохе нужно глубоко скрестить руки, обнимая самого себя за плечи. Руки должны идти параллельно друг другу, разводить их не стоит, на вдохе голова чуть откидывается назад.

Если у человека есть заболевания сердечно-сосудистой системы, то в первые пару недель не стоит выполнять это упражнение. Для женщин, которые находятся в положении, после окончания второго триместра не следует откидывать голову - гимнастическое упражнение выполняется со строго вертикальным позвоночным столбом.


Встать прямо, поставить пятки чуть уже ширины плеч. Затем нужно наклониться вперед, потянуться руками в сторону пола, вдохнуть и выдохнуть, затем без перерыва наклониться назад (допустимо слегка прогнуться в пояснице), обнять себя руками за плечи. Делать упражнение можно в том числе и сидя.

Нужно освоить эти упражнения прежде, чем переходить к остальным.

Повороты


Встать прямо, делать вдохи одновременно с поворотами головы, шею не нужно тянуть, голову не останавливать в процессе движения - влево - вдох, выдох, вправо - вдох, выдох.

Ушки (китайский болванчик)


Исходное положение классическое - прямое. Голова поочередно склоняется ухом к плечу и совершается вдох, подбородок не опускать, выдыхать своевременно.


Встать ровно, ноги на ширине плеч или чуть уже, затем чередуются «вдох с пола» и «вдох с потолка», движется при этом только одна лишь голова.

Ограничения: «Ушки», «Повороты» и «Маятник головой» нужно выполнять плавно, особенно если есть заболевания шеи, позвоночника или головных сосудов.

Перекаты


Встать ровно, поставить левую ногу вперед, правую назад, перенести центр тяжести на левую ногу. Затем делается легкий танцевальный присед на левую ногу вместе с шумным вдохом, после этого вес переносится на заднюю (правую) ногу, также выполняя вдох.

Приседать и вдыхать нужно одновременно, центр тяжести на той ноге, которая приседает, после приседа нужно выпрямиться, и лишь затем «перекатить» центр тяжести на другую ногу.

После того, как комплекс выполнен, нужно поменять ноги местами (теперь правую вперед, левую назад), и повторить.

Шаги (рок-н-ролл)


Передний шаг - встаем в исходное положение, поднимаем левую ногу, согнув в колене (носок тянем), центр тяжести на правой ноге. В этой позиции делается легкий присед и шумный вдох, потом принимаем исходное положение на мгновение, и выполняем упражнение для правой ноги.


Задний шаг выполняется аналогично, но вместо того, чтоб поднимать колено вперед, колено нужно просто согнуть так, чтоб пятка была поднята по направлению к ягодице.

Вдыхать и выполнять движение нужно одновременно.

Посмотрите подробно на видео как делается гимнастика Стрельниковой в унисон за 8 минут, также есть ролики с полным комплексом упражнений, рассчитанным на 12 минут и на 26 минут. Но это видео покажет наглядно как правильно выполнять все упражнения комплекса:

Еще несколько полезностей. В профилактических целях можно использовать любые упражнения гимнастики Стрельниковой, но если есть некие определенные недуги, то лучше уточнить, какие конкретно упражнения помогут побороть заболевания. Например, дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста подразумевает несложные упражнения для детей, которые помогают бороться с детскими простудами - они снимают заложенность носа, понижают боль в горле, да и в целом улучшают самочувствие.

Также полезны в случае простуды упражнения для детей, рекомендованные Стрельниковой при бронхиальной астме или при эмфиземе легких. Лечебная дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме поможет и большим, и маленьким - чем раньше начать заниматься, тем выше вероятность ремиссии.

Попробуйте заниматься всей семьей - изначально моей маме помогла гимнастика Стрельниковой при гипертонии, но буквально спустя неделю мы с мамой поняли, что дыхательная гимнастика при стрессе тоже помогает. В стрессовых ситуациях может помочь простая дыхательная гимнастика Стрельниковой упражнения выполнять не всегда хватает сил и выдержки, а вот немного подышать по её методу - очень полезно.

Так же дыхательная гимнастика Стрельниковой для похудения дает невероятные результаты!

Начать регулярно заниматься мне помогла книга о методике, которую написал Щетинин . Рекомендую прочитать всем, кто заботится о здоровье своей семьи.


При аритмии сердца хорошо помогает «Насос». Также при аритмии сердца рекомендуется выполнять упражнение «Маятник». Вообще главное при аритмии сердца выполнять весь комплекс упражнений правильно, и подходить к применению гимнастики постепенно увеличивая нагрузки, ни в коем случае не надрываясь. Это же касается и гипертонической болезни.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при бронхите - это первые три упражнения, они помогают поддерживать в порядке бронхи и составляют основу ежедневной гимнастики.

При заикании у детей очень важно уделить внимание правильному выполнению «Обними плечи». Так ребёнок избавляется от мышечного зажима в плечевом поясе и расслабляется. Очень хорошие результаты дает вокальная зарядка и дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании, когда ребенок занимается не только индивидуально, но и с другими детьми.

Родители, которые вплотную столкнулись с проблемами бронхиальной астмы, знают, насколько трудно принять к сведению факт, что ребенок с таким заболеванием должен ежедневно принимать, пускай и минимальную, дозу кортикостероидов. Это необходимо ему для того, чтобы просто нормально дышать. Но может быть есть способ помочь ребенку не только медикаментами?

Как оказывается, существует очень эффективный метод налаживания правильного дыхания ребенка, который был изобретен российской вокалисткой Александрой Николаевной Стрельниковой во второй половине 20 века.

Вначале она рассматривала свою разработку, как гимнастику, при выполнении которой голос исполнителей начинает звучать звонче и чище (она занималась с учениками, и потому ее очень волновали вопросы быстрого развития их голоса). Но позже оказалось, что, кроме того, дыхательная гимнастика для детей по методу Стрельниковой дает превосходный оздоровительный эффект при бронхите, бронхиальной астме, аденоидах, заикании, гайморите. А также может помочь справиться с такими проблемами как насморк, кожные заболевания (атопический дерматит, псориаз), болезни сердечно-сосудистой системы, головные боли, мигрень, заболевания и травмы головы и позвоночника.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой

Занятия стоит начать, из первых 3-х упражнений комплекса.

Первое упражнение «Ладошки » - разминочное. Все упражнения расписаны в основном комплексе, см. далее).

Во время выполнения необходимо проделывать по 4 шумных носовых вдоха. Потом (3-5 сек) пауза и опять подряд не останавливаясь 4 шумных носовых вдоха.

Это нужно сделать около 24 раз (4 вдоха), всего выходит около 96 движений («сотня» Стрельниковой). Выдох (невидимый и не слышимый) происходит ртом после вдоха через нос. Выдохи не стоит выталкивать и задерживать! Вдох - очень активный, выдох - достаточно пассивный. Думать только о вдохе, шумном, на все помещение. О выдохе забыть.

При вдохе губы слегка сомкнуть.

Короткий, шумный вдох через нос в гимнастике Стрельниковой выполняется с сомкнутыми губами. Сжимать сильно губы при вдохе не нужно, они сомкнуты слегка, естественно и свободно.

После шумного, короткого вдоха через нос губы немного разжимаются - и выдох происходит сам собой через рот (и не слышно). Гримасничать во время вдоха категорически нельзя!!! И поднимать небную занавеску, выпячивая живот.

Не стоит думать куда пойдет воздух, думайте о том, что вы нюхаете воздух очень коротко и шумно (как будто хлопок в ладошки).

Плечи в дыхании не участвуют, поэтому не стоит их поднимать. За этим нужно следить!

В начале тренировки может быть небольшое головокружение. Не стоит пугаться! Можно сделать упражнения «ладошки» сидя, (нужно задуматься о рекомендациях при ВГСД (вегето-сосудистая дистония).

Второе упражнение «Погончики» делается по 8 вдохов без остановки («восьмерка»). Потом 4-5 сек отдых и опять 8 вдохов. И таким образом 12 раз (тоже «сотня» 96 движений.

Третье упражнение «Насос» надо сделать 12 раз - 8 вдохов, отдых после каждой «8» 4-5 сек. (При выполнении данного упражнения есть определенные ограничения, которые описаны в основном комплексе).

На данные три упражнения необходимо около 10-20минут. Такой урок повторяется дважды в день (утро, вечер). И вечером выполняя «Ладошки» делайте 8 вдохов движений.

На второй день добавляйте упражнения «Кошка «, 12 раз по 8 движений.

1. «Обними плечи»,

2. «Большой маятник»,

3. «Повороты головы»,

4. «Ушки»,

5. «Маятник головой»,

6. «Перекаты»,

7. «Шаги».

Когда упражнения освоены хорошо, их выполнение следует увеличить с 8 до 16 вдохов, затем по 32. Отдых сохраняется по 3-4-5-сек, но не после «восьмерок», а после «16» и «32» вдохов-движений.

Если упражнение делается по 16 вдохов, тогда оно выполняется 6 раз; если по 32 вдоха, то 3 раза. При необходимости паузу можно увеличить до 10 сек, но не более.

В случае, когда Вы легко делаете 32-вдоха подряд и Вы в силах делать по 96-вдохов («сотню»), все таки рекомендуется отдыхать 3-4-5 сек после 32-вдохов. В противном случае Вы можете «зарваться», и дыхательная гимнастика Стрельниковой перестанет Вам помогать.

Основной комплекс

Рассмотрим основной комплекс. Стоит повторить правила, которые нужно соблюдать выполняя первые три упражнения.

Правила:

1. Думать только про вдох носом. Тренировать только вдох. Вдох - резкий, короткий, шумный (хлопок в ладошки).

2. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох - очень активный через нос, выдох - через рот, не слышный и пассивный. Шума при выдохе быть не должно!

3. Одновременно со вздохом делаются движения, и ни как иначе!

4. В дыхательной гимнастике Стрельниковой движения - вдохи выполняются в ритме стороевого шага.

5. Счет выполняется мысленно, и только на 8.

6. Упражнения разрешено выполнять в любом положении - стоя, лежа, сидя.

Упражнения:

1. «Ладошки»

И.п. (исходное положение) - стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед - «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. «Погончики»

И.п. - стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

3. «Насос» («Накачивание шины»)

И.п. - стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. - основная стойка). Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Ограничения:

Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках - не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать.

Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

4. «Кошка» (полуприсед с поворотом)

И.п. - о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз.

5. «Обними плечи»

И.п. - стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки , как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р - 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях.

Ограничения :

Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,- при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий. Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2).

Беременным примерно с 6 месяца (беременности) в этом упражнении назад голову не откидывать, упражнение выполняют только руки , ровно стоять и смотреть вперед.

6. «Большой маятник»

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу - вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад - руками обнять плечи. Тоже - вдохнуть. Выдыхать произвольно между в вдохами.

В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

Ограничения :

Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков.

При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного.

Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным.

Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

7. «Повороты головы»

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо - короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голово посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.

8. «Ушки»

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу - вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.

9. «Маятник головой» (вниз и вверх)

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Опустить голову вниз (смотреть в пол) - короткий, резкий вдох. Поднять голову вверх (смотреть в потолок) - вдох. Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

В норме: 12 раз.

Ограничения :

Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия,повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно - грудного отдела.

При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох - шумный и короткий.

Делать упражнения можно сидя.

10. «Перекаты»

1) И.п. - стоя, левую ногу вперед, правая - назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога - прямые. Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

Важно помнить :

1 - приседания делается вместе со вдохом;

2 - центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;

3 - после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.

В норме: 12 раз.

2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.

Данное упражнение делается только в положении стоя.

11. «Шаги»

1) «Передний шаг».

И.п. - стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

В норме: 8 раз - 8 вдохов.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

Ограничения :

Ишемическая болезнь сердца, заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенный инфаркт, врожденные пороки.

При наличиитравм ног и тромбофлебитах выполнять упражнение нужно сидя и лежа, очень аккуратно. Паузу можно увеличить до 10 сек. При таком заболевании необходима консультация хирурга!

При беременности и мочекаменной болезни колено не поднимать высоко!

2) «Задний шаг».

И.п. - то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение - выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.

В норме: 4 раза - 8 вдохов .

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика для детей может применяться, начиная с 3-4 лет, верхних же границ для нее не существует - практиковать упражнения можно хоть и в преклонном возрасте. Упражнения можно делать в любое время, в любом месте и даже в любой позиции: даже сидя или лежа (при плохом самочувствии). Правда, с профилактической целью хватает и одного сеанса в день (утром вместо зарядки или вечером за несколько часов до сна); а с целью лечебной - по 2 раза в день, утром и вечером по пол часа за 30-40 минут до еды.

Сначала придется научить ребеночка правильно вдыхать воздух: вдох должен быть коротким и отрывистым, только носом. Показать малышу, как вдыхается аромат яблока, понюхать с ним цветок, запах скошенной травы (в парке, например). А затем - приступать к осваиванию первых трех главных упражнений, которые выполняются в ритме строевого шага (почувствовать ритм можно, просто пошагав 2-3 минуты на месте).

Сначала выполняется разминочное упражнение «Ладошки»: из позиции стоя прямо с опущенными вдоль тела до локтей руками и раскрытыми ладошками. Упражнение сотоит в том, что на каждый короткий вдох ладошки хватательным движением сжимаются в кулачки, коротко вдохнуть нужно четыре раза, а затем воздух плавно выдыхается. Отдохнув 3-4 секунды, упражнение снова нужно повторить, и так - 24 раза по 4 вдоха. Всего должно получиться 96 вдохов, и методике они называются «сотней».

После разминки можно приступать к упражнению «Погончики»: позиция спина прямо, руки вдоль тела, ладони сжаты в кулачки. Теперь за один «сеанс» нужно вдыхать по 8 раз, на каждый короткий вдох разжимая кулачки в сторону пола. И теперь таких «сеансов вдохов» должно быть 12 - всего вдохов опять получится 96. Между каждыми 8 вдохами нужно сделать перерыв в 3-4 секунды.

«Насос», выполняется оно из позиции стоя, спина прямая, руки свободно опущены вдоль тела. Также свободно опущена вниз голова, но шея должна быть расслаблена. Упражнение состоит в том, что на каждый короткий шумный вдох нужно наклонятся слегка вниз. И так - 8 раз без остановки, после чего нужен перерыв в 3-4 секунды, и упражнение повторяется вновь. Всего - 12 раз, чтобы получилось 96 вдохов.

«Кошка» (или приседания с поворотом) Ребенок становится прямо, ноги ставятся уже, чем ширина плеч, и делает легкие приседания (не отрывая при этом ступни от пола) и вместе с тем поворачивает туловище вправо. Выполняет резкий вдох. Поворачивается таким же образом влево - резкий вдох. Следите, чтобы ребенок при этом упражнении не приседал слишком глубоко. При этом его руки должны захватывать воздух точно так же как в упражнении «Ладошки». Подряд нужно делать 32 вдоха, затем отдых три-четыре секунды, и вновь 32 вдоха.

Упражнение выполняется 3 раза по 32 вдоха.

«Большой маятник» Ребенок становится прямо, ноги ставятся уже, чем ширина плеч. Как в упражнении «Насос», ребенок немного нагибается вперед и делает вдох. Затем прогибается в пояснице, делает наклон назад и обнимает руками плечи. Снова вдох. При этом упражнении выдох происходит сам собой, его не следует специально контролировать. Паузы между вдохами три-четыре секунды.

Упражнение выполняется 3 раза по 32 вдоха

Последние материалы раздела:

Невероятный эффект амарантовой каши: что будет с вашим организмом уже через месяц!
Невероятный эффект амарантовой каши: что будет с вашим организмом уже через месяц!

Известно около 70 видов амаранта, некоторые из которых являются древнейшими зерновыми культурами. Ботаническое название растения происходит от...

Дешевый, но работающий крем морозник для усовершенствования фигуры Порошок из корней
Дешевый, но работающий крем морозник для усовершенствования фигуры Порошок из корней

Оля Лихачева Красота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее:)20 мар. 2017 г. Содержание Растение давно применяется в...

Женские модели поведения при кризисе тридцатилетия
Женские модели поведения при кризисе тридцатилетия

Кризис 30 лет преодолен. Настает время подведения итогов и рассмотрения новых перспектив. Приходят в гармонию желания общественного признания и...