Психоанализ. Психоанализ фрейда Что такое психоанализ определение

  • Кто нуждается в психотерапии?
  • Несколько примеров
  • Первый шаг
  • Историческая справка
  • Почему психоанализ был уничтожен в России
  • Что изменилось
  • Чем уникален психоанализ?
  • Существует ли таблетка от души?
  • О чем свидетельствует практика?
  • Лечение разговором
  • Процедура анализа
  • Роль пациента
  • Роль психоаналитика
  • Подготовка аналитика
  • Кому может принести пользу психоанализ?
  • Решение об анализе
  • Достижения анализа

Кто нуждается в психотерапии?

Существует такое мнение, что сильная личность – это тот, кто может справиться со всеми своими психологическими проблемами самостоятельно. Это, конечно же, глубокое заблуждение. Почувствовав дискомфорт в желудке или кишечнике, мы спешим к гастроэнтерологу, ощутив покалывание в сердце – обращаемся к кардиологу и т.д., не решаясь, как правило, прибегнуть к самолечению, хотя о желудке или сердце каждый из нас, безусловно, знает гораздо больше, чем о психике.

Есть еще одно – широко распространенное даже среди врачей – заблуждение, что мы думаем головным мозгом. Безусловно, это не так: с таким же успехом можно было бы утверждать, что мы ходим спинным мозгом. Любая мысль имеет всеорганную и общетелесную представленность. И нередко именно длительно существующий душевный дискомфорт приводит к нарушениям деятельности внутренних органов. Образно говоря, болит у человека душа, а кричит об этой боли желудок, сердце или печень. И вначале ни кардиограмма, ни рентген или анализы никаких изменений не покажут.

Большинство не подозревает об этом, и даже не знает, что сознание – это еще не вся психика, и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится огромный и мощный психический аппарат, деятельность которого в обычных условиях недоступна самонаблюдению. Именно в этой части психики накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью, именно здесь психическое и соматическое (телесное) встречаются и переплетаются в самых немыслимых вариантах. Человек пытается справиться с этой болью души самостоятельно, но как правило, безуспешно. Потому что здесь, как и в любой другой области, нужен специалист, причем – самой высокой квалификации.

Людей, у которых нет проблем, не бывает. Поэтому в психотерапии периодически нуждаются все, и лучше не ждать, пока та или иная проблема приобретет характер непреодолимой, а душевная боль начнет трансформироваться в соматическое заболевание.

Несколько примеров

На фоне полного здоровья у молодой девушки развивается стойкое нарушения деятельности желудка и кишечника. Довольно стройная и до этого, она теряет около 30% веса. Терапевты и инфекционисты не находят ни причин, ни эффективных способов терапии. А проблемы, которую пациентка не смогла “переварить” лежит не в соматической, а в психической сфере… Вполне благополучный, непьющий и некурящий молодой человек впадает в депрессию, “вдруг” перестает контактировать с родителями, решает оставить университет. Родителям кажется, что он ненавидит их, и сам пациент, согласившись на приход к психоаналитику, первоначально высказывает те же мысли, а на самом деле оказывается, что это лишь реакция на снижение внимания родителей, которые посчитали, что ребенок уже достаточно взрослый, чтобы они могли заняться собой… Жена подозревает мужа в неверности, одна ссора сменяет другую, семья находится на грани распада, и лишь ее приход к психотерапевту помог ей понять, что не муж, а она сама продуцирует недоверие, глубинные корни которой скрыты в ее родительской семье… Очаровательная и прекрасно сложенная девушка страдает от убежденности в своей непривлекательности. Любые комплементы в свой адрес воспринимает как ложь или вежливость, сексуальные ласки как незаслуженные “такой уродиной”. Причина оказывается глубоко интимной… У молодого перспективного менеджера одного из банков не ладятся отношения с сотрудниками. В итоге – очередное и долгожданное повышение получает другой. К этому “мелкому” огорчению добавляются семейные неурядицы. Постепенно проблема краха всех межличностных отношений становится для него все более устрашающей… Но и как во всех других случаях – разрешимой.

Однако путь к этому решению, как правило, не прост и не близок. И даже если для специалиста решение “лежит на поверхности”, пациент должен сам придти к нему, и своим путем, в котором аналитик лишь помощник и проводник.

Типичные слова наших бывших пациентов: “Я впервые начал понимать себя”… “Что-то произошло с нами всеми, но, конечно, причина была во мне”… “Спасибо, что вы не испугались всей этой мерзости… “Я впервые стал общаться с другими людьми без страха, а раньше даже к продавцу в магазине боялся задать вопрос”… “Я считала себя нравственным уродом, и это отравляло мне всю жизнь”… “Секс и грязь – были для меня синонимами, но теперь это уже не вина моей матери, она лишь хотела оградить меня. И я больше не ненавижу ее”… ” Я проработал мои комплексы, и сейчас, примерно, раз в десять стал успешнее – в работе, в жизни, в любви”…

Первый шаг

Люди нуждаются в психотерапии по разным причинам. Даже совершенно здоровые люди. Кто-то хочет разобраться в своих проблемах, своих отношениях, избавиться от сомнений или тяжелых воспоминаний. И просто друг или даже родной человек далеко не всегда способны помочь. А нередко – их самые искренние дружеские советы оказывают нам плохую услугу.

Обращение к специалисту – это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своей жизни, в жизни своей семьи или в своих отношениях, в своей карьере, и этот шаг делает это желание более конкретным. Уже само обращение к специалисту говорит, с одной стороны, о степени выраженности ваших проблем, а с другой – об уровне вашей духовной зрелости. Психотерапия – это не для примитивных и толстокожих, они не испытывают в ней потребности, так как многие чувства, включая печаль и раскаяние, поиски смысла и потребность в понимании – им просто незнакомы. Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят, и с первого визита вы можете рассчитывать на самое серьезное отношение, уважение и поддержку.

Эта брошюра написана для того, чтобы познакомить людей с особым видом психотерапии – психоанализом, пока малоизвестным и уникальным терапевтическим подходом к людям и их переживаниям. Только приняв особые условия и преимущества такого подхода, а также специфические требования, которые он предъявляет, вы сами сможете решить, что психоанализ – это для вас.

Историческая справка

Психоанализ возник на заре ХХ века благодаря таланту и усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и терапевтическим методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией. Он помог понять, что так называемой “сознательный” взрослый, более или менее успешно действующий в “реальности”, является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное – подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях…

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Почему психоанализ был уничтожен в России

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. По сути – это был первый научный метод в то время еще не существующей науки – психотерапии. С 1913 года он начинает успешно применяться в России. В 1922 году в России открывается Институт психоанализа. Но сам метод психоанализа, в центре которого исходно стояла личность, был категорически не совместим с марксизмом. Ибо марксизм был теорией, в которой абсолютно не было места личности, а уж тем более – страдающей личности. Поэтому, на протяжении многих десятилетий неврозы “избирательно” поражали лишь западные страны, а все мы еще недавно жили в бесполом обществе “товарищей” и “товарищей”, где из четырех основных сфер самореализации личности (труд, творчество, общение и секс), вторая и третья были существенно ограничены идеологией, а последняя, как социальная категория, фактически, запрещена, а следовательно, низведена до примитивного физиологического акта. Испытывать сексуальные проблемы, впрочем, как и проблемы общения (профессионального, бытового или внутрисемейного) – считалось неприличным. В 1924 году Институт психоанализа закрывается, из библиотек изымаются все труды Фрейда и его последователей – в российской медицинской и психологической практике больше нет места неврозам и, соответственно, психотерапии, а если точнее – нет места Личности.

Что изменилось?

В конце ХХ века россияне наконец получили некоторое поверхностное представление о психоанализе. Но, как это не парадоксально, знакомство с популярной теперь теорией психосексуального развития ребенка или с типичными символами психоанализа – кушеткой для пациента, откровенным разговором без каких бы то ни было ограничений, анализом сновидениями и свободными ассоциациями – не прибавило знаний о том, как работает психоанализ, или почему все больше людей избирают его в качестве предпочтительного метода психотерапии.

Даже если вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном “анализе”, вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов. И все, что будет происходить, исходно обусловлено вашей индивидуальной историей развития, которая всегда уникальна и неповторима.

В 1991 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России Институт психоанализа, и лишь через 5 лет его существования начал функционировать его научно-методический консультативный центр. Почему для этого понадобилось столько времени, вы поймете прочитав эту брошюру.

Чем уникален психоанализ?

Психоанализ отличается от других форм психотерапии прежде всего своей личностной ориентированностью или, говоря научным языком – персоноцентричностью. Это значит, что психоаналитика очень мало интересует всегда гипотетический психиатрический диагноз или даже отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет ваша личность в целом – и ее “хорошая”, и “плохая” ее составляющие. Нередко последняя составляющая чрезмерно переоценивается. И тогда частные проблемы, например, мучительные сомнения или неизбывное чувство вины, фактически, подчиняют себе личность. Психоанализ не ставит в качестве своей основой цели просто “убрать” тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача – установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание – вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.

Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе глаза), так и без аналитика, на которого мы проецируем наши эмоции и психические образы, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний.

Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут очень яркие и светлые, но нередко – одновременно – и темные, и даже мрачные страницы. В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все. Что-то в вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже вы сами не можете помнить об этом. Мы поможем вам вспомнить то, что, образно говоря, “и помнить невозможно, и забыть нельзя”. Мы очистим эти воспоминания от нагара неестественности, и вы сами почувствуете насколько краски мира стали ярче, а воздух чище и прозрачнее.

Лечение разговором

Психоанализ нередко называют “лечением разговором”, потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком – это именно беседа о всех ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях. Но это особый вид беседы, к ведению которой аналитик (то есть, специалист уже имеющий высшее психологическое или медицинское образование) дополнительно готовится, как минимум, 5-6 лет. Этот особый вид беседы предполагает отсутствие любых культуральных и социальных ограничений – здесь вообще нет запретных тем и слов. И одновременно все это сопровождается самой деликатной и практически обоснованной психологической интерпретацией. Большинство людей никогда не имели опыта таких отношений. Поэтому, многие специалисты подчеркивают, что сам опыт взаимоотношений между аналитиком и пациентом играет особую роль в формировании зрелой личности.

Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем и о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Рассказывая о себе, и не будучи при этом никак ограниченными во времени, вы научитесь не только слушать, но и понимать себя. При этом (с помощью специалиста) вы очень скоро убедитесь, что мысль и речь подчиняются разным законам.

Вопреки вашим ожиданиями, психоаналитик не будет осуждать вас, поощрять или отпускать грехи. Чаще всего он будет вообще далек от каких-либо оценочных суждений. Его задача принципиально иная – помочь вам понять себя, постепенно избавляясь от социальных штампов мышления, мучительных заблуждений, внутренней цензуры и (нередко – мало адекватной) самокритики. Вы как бы заново учитесь говорить все, что вам приходит в голову. И именно эта ничем не сдерживаемая и никем не ограничиваемая спонтанная речь, иногда характеризуемая как “свободные ассоциации”, является одной из основ успешного анализа.

Процедура анализа

Обычно при анализе пациент лежит на кушетке, а аналитик сидит у изголовья позади него. Отсутствие контакта “глаза в глаза” способствует тому, что человек может чувствовать себя более свободно и говорить более спонтанно; и таким образом, он теснее соприкасается со своими глубинными чувствами и мыслями. Разумеется, все, о чем говорится на приеме у аналитика, хранится в строжайшей тайне. И даже в записях, которые ведет аналитик, вы будете иметь какое-то другое имя. Психоаналитик никогда не будет требовать от вас заключения из диспансера или больницы, потому что ему не важен диагноз. Он никогда не будет встречаться с вашими родными. Он никогда не поинтересуется вашим местом работы, и никогда не будет наводить о вас справки. Ему это не нужно. Для него важны только вы, как Личность. Он никогда не скажет Вам, что занят, и не может встретиться с вами, потому что самое главное в его профессии – именно встречаться с вами и помогать вам столько, сколько будет нужно.

Психоанализ – это безопасный способ вскрыть глубинную суть психических проблем, как бы болезненна она не была, и принять эту – только для вас очевидную – истину. Он дает вам уникальную возможность заново пережить вашу личную историю, по-новому взглянуть на нее и найти связь между своим прошлым и конфликтами в настоящем, одновременно предотвращая их в будущем. Установление этой связи позволит по-новому взглянуть на любую сложную ситуацию и поможет вам измениться. Фактически, психоанализа – это не прививка от какой-то конкретной “инфекции”, а выработка иммунитета ко многим. Психоанализ – это одновременно и терапевтический, и обучающий процесс. Даже если в вашем прошлом есть нечто, пугающее вас, встретившись с ним вы больше не будете одиноки, и оно перестанет быть страшным.
Всегда ли анализ проводится один-на-один?

Нет, не всегда. В последние годы активно развивается метод группового анализа, когда один аналитик (обычно в этом случае называемый дирижером) работает одновременно с группой из 7-10 человек. По мере установления доверия между членами группы, формируется специфическое (терапевтическое) сообщество людей, стремящихся понять и принять друг друга, развивается способность слушать другого и уверенность, что каждый будет услышан. Одновременно усваиваются рациональные стереотипы межличностных отношений, задаваемые дирижером нормативы общения и преодолеваются психопатологические комплексы.

Подготовка аналитика

Перед тем, как начать лечить людей, психоаналитик – в дополнение ко всем другим видам теоретической и практической подготовки – проходит собственный анализ, как минимум, в объеме 100 часов, чтобы проработать все свои проблемы и не привносить их в работу с пациентом.

Аналитиками считаются только те, кто уже имея высшее образование, прошли, как минимум, 4-летний курс теоретического обучения, имеют диплом одного из имеющих государственную лицензию институтов психоанализа и специальный сертификат о завершении персонального анализа, а также удостоверение о специализации в области психотерапии.

Важность такой подготовки трудно переоценить. Обычно она продолжается, с учетом персонального анализа будущего аналитика, по меньшей мере шесть лет. К началу своей работы с пациентами аналитики уже достаточно зрелы, опытны и хорошо профессионально подготовлены. Нередко бывшие пациенты сами становятся потом аналитиками, так как эта специальность предполагает не только богатый жизненный, но и богатый эмоциональный опыт, включая – негативный эмоциональный опыт.

Психоаналитики могут быть врачами, но могут и не быть ими. До 1945 года большинство аналитиков во всем мире получало сначала медицинскую, а затем психоаналитическую подготовку. Сегодня большинство аналитиков – по их первому образованию – педагоги, психологи или социальные работники, другие приходят в психоанализ из самых разных профессий.

Кому может принести пользу психоанализ?

Существует стереотипное представление о том, кто именно обращается к психоаналитику. Считается, что это преимущественно люди из среднего класса или более состоятельной части общества, как правило, достаточно интеллектуально развитые. И преимущественно это так, хотя это представление постепенно меняется. В действительности психоанализ может быть полезен мужчинам и женщинам, детям и подросткам, принадлежащим к самым различным социальным группам. Некоторые аналитики выделяют особые психологические черты, способствующие аналитическому процессу, в частности: способность к рефлексии (самонаблюдению); желание понять свое прошлое; установка на разрешение тех или иных проблем; интерес к смыслу жизни; способность обращаться к самым неприятным и болезненным переживаниям; умение наблюдать; чувство юмора; желание стать более счастливым и более успешным. Чаще всего ни у кого нет всех этих черт одновременно. Но практически у всех, кто обращается к аналитику есть желание узнать и лучше понять себя и других людей, потребность измениться или изменить что-либо в своей жизни.

Решение об анализе

Когда люди размышляют, начать ли им психоанализ, они обычно и по легко понятным причинам хотят знать: сколько? Сколько потребуется времени и денег, и сколько неприятных чувств придется пережить. Здесь даются некоторые ответы, которые помогут решить, подходит ли вам психоанализ.

Время

Психоанализ никогда не ограничивается конкретным временем или курсом лечения. Все определяется тем, сколько времени потребуется, чтобы заново исследовать все сложные (а точнее – осложненные) пласты ваших чувств, разобраться во всех неповторимых нюансах вашей индивидуальной истории, и уже затем определить реальные причины тех или иных личностных или межличностных проблем, а также сформировать адекватные стереотипы их разрешения. В одних случаях анализ может длится несколько месяцев и даже лет, в других – несколько недель. Но вы всегда должны знать, что продолжительность анализа вы определяете самостоятельно. И когда вы почувствуете, что достигли того, чего хотели, или решили те вопросы, которые сами перед собой ставили, вы всегда сможете определить с вашим аналитиком дату окончания анализа.

Длительность психоанализа никогда не бывает предсказуемой. Вы можете обнаружить “побочные” проблемы большой важности или препятствия, которые замедлят ваше продвижение вперед. В некоторых случаях вам придется остановиться или даже отступить. Но это всегда будет вашим решением.

Психоанализ требует систематичности. Он наиболее эффективен при двух-трех сессиях в неделю, каждая из которых занимает по 45 – 50 минут. Такая частота встреч способствует наиболее успешной работе. Как правило, психоаналитик принимает каждый день несколько пациентов, каждый из которых имеет четко определенное для него время встречи, например, 18.00.-18.45; 19.00-19.45. Поэтому вам придется приспособиться к ограничениям, связанным с этим – не опаздывать и научиться завершать вашу очередную сессию к определенному моменту, как бы вам не хотелось продлить ее.

Стоимость

Психоанализ требует вложений не только времени, но и денег. Стоимость одной психоаналитической сессии не превышает стоимости одного часа работы при других видах психотерапии, но психоанализ – это, как правило, более продолжительная “процедура”, что естественно предполагает необходимость планирования вашего бюджета. Чтобы сделать психоанализ более доступным и предоставить возможность убедиться в его эффективности как можно большему количеству людей, специалисты Национальной Федерации Психоанализа всегда учитывают реальные возможности их пациентов, определяя стоимость его в каждом конкретном случае индивидуально и в достаточно широком диапазоне.

Обычно, пациент быстро убеждается, что его затраты не так уж велики; более того, оказывается, он тратил гораздо большие деньги на бегство от проблем или на попытки решить их с помощью других малопродуктивных способов. Минимальный контракт с аналитиком предполагает не менее 5 сессий. Психоаналитическое консультирование может состоять из одной-трех сессий.

При решении вопросов оплаты, Вы должны помнить, что ваш психоаналитик занимается вашими проблемами не в качестве некоего совместительства или хобби – он давно и надолго избрал эту профессию, прошел достаточно длительную и трудоемкую подготовку, является высококвалифицированным специалистом – и не имеет других источников дохода, кроме оплаты его психотерапевтической работы. В том, что это действительно работа, Вы очень скоро убедитесь сами, и не припоминается пациентов, которые считали бы ее легкой.

Стресс

Практически все пациенты во время анализа отмечают, что такое глубокое проникновение в прошлую и настоящую жизнь беспокоит их, иногда заставляет грустить, тревожиться или даже раздражаться во время сессии или после нее. Нас не испугают вспышки вашего раздражения, мы умеем принимать и понимать их.

Некоторые боятся вновь оказаться в плену мучительных воспоминаний и чувств, которые когда-то надолго вывели их из строя, не понимая, что фактически, они никогда еще не были свободны от них.

Иногда эти страхи более просты: “Я боюсь, что заплачу, и не смогу остановиться”… Ничто не дается просто и выздоровление в такой области как психика не может быть получено в качестве подарка некоего мага или целителя. Здесь всегда требуется работа над собой и объединение своих усилий с опытом и навыками специалиста. При психоанализе освобождение подавленных чувств – составляет одну их важнейших частей терапевтического процесса. Но вы никогда не будете при этом одни, и никогда не останетесь один на один с вашими страхами или печальными мыслями. Задача вашего аналитика – помочь вам преодолеть и первое, и второе.

Достижения анализа

Как полагает подавляющее большинство тех, кто обратился к аналитику и прошел анализ, требуемые при этом затраты времени и денег, а также тяжелые переживания всегда окупаются достигнутыми успехами.

Уже в процессе анализа люди обычно отмечают, что их взаимоотношения с другими и профессиональная деятельность становятся более успешными. Лучше понимая себя и тех, с кем они сталкиваются, люди становятся свободнее. Находя выход из внешних и внутренних конфликтов, они могут с большей энергией, чем прежде, делать то, что они действительно хотят, а не то, к чему их принуждают обстоятельства. Они тратят меньше времени и сил для разрешения как самых простых вопросов, так и самых сложных ситуаций, и в результате каждый их день становится более наполненным, а ощущения от прожитого дня – более полным и комфортным. Как правило, они становятся более эффективными и в материальном, и в семейном, и в социальном плане. Приходят новые успехи в творчестве или карьере.

Прошедшие анализ обычно особо подчеркивают, что сложившиеся при этом доверительные отношения с аналитиком оказывают специфическое влияние на все их общественные, профессиональные и семейные связи. Отмечают, что все их чувства стали ровнее и стабильнее.

Цель психоанализа – помочь вам обогатить вашу жизнь, научить вас получать большее удовлетворение от взаимоотношений с другими людьми, разрешить болезненные проблемы и конфликты, и сделать вашу личность более целостной и более радостной.

Как иронизируют ученые, Фрейд был на 50% прав и на 100% неправ. И действительно, в публикациях, кинофильмах, книгах о нем высказывают противоположные мнения, а психоанализ вообще называют лженаукой. Но при всем этом Фрейд был и остается центральной фигурой современной психотерапии. Мировая психология уже почти 100 лет ссылается на этого великого человека. А мы ежедневно употребляем связанные с его теорией слова: фаллический символ, Эдипов комплекс или «оговорочка по Фрейду».

В статье рассказываем о предыстории и истории психоанализа, его ключевых постулатах, этажах личности и о том, почему Фрейда называют гениальным пиарщиком.

Что такое психоанализ

Психоанализ - это основанная Зигмундом Фрейдом метапсихологическая теория, объединяющая несколько психотерапевтических школ и направлений. Базовые постулаты психоанализа сформировались в конце XIX века на границе практической медицины, психологической теории и ее практического применения. Сегодня термин «психоанализ» употребляется в тройственном смысле:

  • Как философское учение о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельных подструктур.
  • Как психологическая теория об исследовании бессознательных процессов, которые невозможно изучить другим путем.
  • Как психотерапевтический метод лечения неврозов и оздоровления психики.

По Фрейду воспоминания о событиях раннего детства (особенно неприятных) прячутся глубоко-глубоко в нас. Мы не можем их вспомнить, но и забыть тоже не можем. Вытесненные события никогда не оставляют в покое, они ограничивают, отравляют жизнь, портят отношения, вызывают болезненные симптомы. Фрейд не просто выяснил причины повторяющихся психических проблем, но придумал метод, который помогает распутать клубок мучительных детских тайн и разобраться с «призраками» прошлого. И назвал этот метод психоанализом.

Ключевые постулаты психоанализа:

  1. Человек не есть полноправный хозяин своего ума – мысли, опыт, познание, мышление во многом предопределяются внутренними и иррациональными процессами, неподвластными сознанию.
  2. Как только человек пытается осознать эти влечения, психика включает защитные механизмы отрицания, переноса, вытеснения, проекции, рационализации.
  3. Конфликты между сознательным и бессознательным восприятием реальности способны спровоцировать психоэмоциональные нарушения, неврозы, фобии, сексуальные отклонения и расстройства (фригидность или импотенция, например).
  4. Сознательные и бессознательные желания, страхи, влечения напрямую воздействуют на наши сновидения.
  5. Индивидуальное развитие предопределяется не только , но и событиями раннего детства.
  6. Все пять фаз психосексуального развития оставляют свой отпечаток в виде болезненных переживаний, установок, черт характера, ценностей.

Психоанализ Фрейда стал первой в современной психологии системой, которая рассматривала не отдельные аспекты проблемы человека, а человека как целостную личность. Психоаналитический метод не гарантирует исцеления или исправления ситуации, но помогает:

  • Получить работающие инструменты того, чтобы проникнуть в свою психику и сделать бессознательные процессы более явными.
  • Проработать личные бессознательные и скорректировать психику.
  • Выявить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы изучить и изменить его с помощью сознания.
  • Расшифровать и истолковать все противоречия, возникающие в сознании, отношениях.
  • Исследовать и интегрировать свой собственный бессознательный опыт для того, чтобы перестать «наступать на те же грабли».
  • Исследовать клиентские запросы: Что со мной происходит? Почему это со мной происходит? И благодаря этому ответить на главный вопрос: Что с этим делать?

В XXI веке Зигмунд Фрейд признается одним из наиболее упоминаемых психоаналитиков, а психоанализ вызывает к себе всеобщий интерес. Причем одинаковый интерес в виде психотерапевтического опыта и в виде критики большинства постулатов.

Критика теории Фрейда

Академическая психология в XXI веке предпочитает не упоминать Фрейда в качестве надежного источника. Объясняется это тем, что весь психоанализ, по сути, построен на десятке клинических случаев из практики Фрейда. Но это не главное. Вот основные поводы для критики:

  • Свои наблюдения Фрейд вел бессистемно, работал на основании записей, сделанных через несколько часов после окончания сеанса терапии. Поэтому велика вероятность того, что при воспроизведении беседы ученый интерпретировал данные по своему усмотрению.
  • Нет научных подтверждений идеи о том, что мальчики подсознательно вожделеют матерей и недолюбливают отцов. Как и доказательств тому, что женщины завидуют мужским половым органам.
  • Взгляд ученого на активность «мужского» и пассивность всего «женского» вызывает гнев у настроенных общественных деятелей.
  • Считается, что ученый проигнорировал психические силы, не имеющие физиологического источника. Отсюда обращение Фрейда к сексуальности и всему, что с ней связано.
  • Фрейдизм называют «замкнутой системой», которая игнорирует любые опровержения.

Известными критиками психоаналитической теории считают В. Набокова, Пьера Жане, Эриха Фромма, В. Лейбина, Л. Стивенсона, Г. Айзенка. Психологическое направление вообще признает психоанализ лженаукой, а некоторые критики коверкают фамилию ученого, называют его « Fraud »-«Мошенник» (перевод с англ.).

Однако психоаналитическое направление в психологии сегодня считается самым мощным. Фрейд основал его и оставил после себя 24 тома научных работ. Его вклад в психологическую науку трудно переоценить. Недаром ведь А. Эйнштейн называл его «Коперником бессознательного».

Предыстория психоаналитической теории

Главным «пиар-ходом» Фрейда считают его авторство в открытии бессознательного. Но о том, что сознание не единолично «управляет» психикой, говорили еще ученые Античности. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий целитель Гиппократ, наблюдая за эпилепсией, предположил присутствие внесознательной системы управления. В XI веке арабский ученый Аль-Хасан при изучении визуальных иллюзий описал умственную деятельность, которая не осознается человеком. Эти теории стали базой психоанализа.

Начиная с раннехристианского периода , темы женской , полового влечения, самоудовлетворения, сексуального воспитания замалчивались или изучались в рамках патологии. К концу XIX века религия перестала «успокаивать», а проблема невротичности и сексуальности стали захватывать мир. В это же время европейские психиатры стали активно публиковать работы о сексуальных аномалиях. Сама категория «секс» стала принципиально новой, поскольку с точки зрения религии все желания удовольствия сводились к грехам плоти. Иногда доходило до абсурда. К примеру, в светских салонах драпировались канделябры, ножки роялей – любые предметы, отдаленно напоминающие фаллические символы.

Фрейд не был новатором в теме исследования сексуальности или теории о бессознательном. Свои познания он почерпнул из трудов французского психиатра Пьера Жане, своего научного наставника – знаменитого невропатолога Ж. Шарко. Другими источниками для фрейдовской теории стали «учение о монадах» Вильгельма Лейбница эволюционное учение Дарвина, биоэнергетический закон Геккеля, теория сновидений К. Каруса.

Действительно, открытие психоанализа не было результатом исследований одного только Зигмунда Фрейда. Но в своих открытиях он пошел дальше своих учителей. Новаторской стала сама психоаналитическая теория. На ее основе были построены психодрамма, НЛП, транзактный анализ и другие направления, которые признают главенство бессознательного.

Фрейд разработал основные термины психоанализа и описал:

  • Структурную модель психики.
  • Психосексуальные фазы развития.
  • (у мальчиков), (у девочек).
  • Защитные механизмы психики.
  • Метод свободных ассоциаций.
  • Технику толкования сновидений.
  • переноса и контрпереноса.
  • Идеи детской сексуальности.

Известными последователями фрейдистских идей признаны австрийский врач Й. Брейер, австро-американский психоаналитик Т. Райк, американский психоаналитик Карен Хорни. Позже от психоаналитической базы «отпочковались» теория о «чувстве неполноценности» А. Адлера, «аффективные расстройства» В. Штекеля, аналитическая психология К. Юнга.

Революционная и скандальная для того времени теория Фрейда до сих пор влияет на развитие науки, подвергается критике, провоцирует новые разоблачения, вызывает споры и обсуждения. Ученого можно критиковать или восхищаться, но не уважать его вклад в науку невозможно.

Базовые идеи психоанализа

Главная идея психоанализа базируется на утверждении: в психической природе человека не бывает случайностей или непоследовательностей, а любые события прошлого влияют на будущее. Отсюда утверждение о том, что основная причина неврозов или взрослого человека – это бессознательные детские фантазии или забытые события детства.

Исходя из теории взаимосвязи прошлого и настоящего, Фрейд разделял психику на три области.

Три в одном: Ид, Эго, Супер-Эго

По фрейдовской теории личность человека – это взаимодействие трех психических инстанций:

Ид (в переводе с латыни – «Оно»): совокупность и влечений, подпитывающих энергией любые действия. Это архаичная структура психики, подконтрольная базовым инстинктам (основные – агрессия и секс) и базовым . Иррациональное Ид подчиняется «принципу удовольствия» и стремится получить максимальный кайф из каждого момента. Однако, если бы человеком управляло бы только Оно, он ничем бы не отличался от животных. Поэтому в период взросления и взаимодействия ребенка с окружающим миром формируется вторая структура личности – Эго.

Эго (в переводе с латыни – «Я»): рациональный посредник между «хочу» и «надо». Это сознательный психический мир человека, который защищает от вредного влияния извне и оттормаживает инстинкты, чтобы отвечать требованиям социума. Эго планирует, рассуждает, оценивает, запоминает, реагирует на физическое и социальное воздействие. То есть сознательная жизнь протекает именно в Эго. В отличие от природы Ид, Эго пытается отсрочить свои глубинные порывы до тех пор, пока не найдет подходящую возможность для разрядки. Эго по мнению Фрейда стремится к удовольствию. Но избегает неудовольствия.

Супер-Эго (в переводе с латыни – «сверх-Я »): внутренний ограничитель, не дающий желаниям проявиться напрямую. Это судья, цензор, хранилище моральных установок и системы ценностей, которые совместимы с общепринятыми нормами – «филиал» общественной морали в голове человека. Супер-Эго отсутствует в только что родившемся организме, но проявляется в момент, когда ребенок начинает отличать хорошее от плохого. Это двойственная структура, разделенная на Совесть и Эго-Идеал. Совесть формируется во время воспитания и связана с неодобрением всего, что принято считать «непослушанием». Эго-идеал связан с или , поскольку формируется из одобрения и высоких оценок значимых людей.

Такая многослойность психики делит психоанализ на два проблемно-теоретических направления. Первое связано с медицинской терапией неврозов, личностных расстройств. Во время клинического психоанализа добываются основные познания о больной или здоровой психике. Второе направление формируется на основе практического опыта, применяется в повседневной психотерапии и взаимодействует с другими терапевтическими теориями: , рефлексотерапией, телесной терапией.

Либидо, сексуальность и агрессия: основные мотивы наших действий

Сексуальность и агрессия издавна путешествовали из сказки в сказку под видом богинь, богов, королев, рыцарей, драконов, богатырей и красавиц. Но в научной теории они появились относительно недавно. Согласно идеям Фрейда человеком движут именно инстинкты:

Либидо (влечение, желание). Базовое психоаналитическое понятие первоначально использовалось как синоним неосознанного сексуального побуждения. Перенаправленная (сублимированная) энергия сексуальности может трансформироваться в полезную деятельность, а подавленная способна спровоцировать патологические изменения психики.

Агрессия (или инстинкт смерти). Проблема агрессивного поведения интересовала Фрейда меньше. Но подавленная агрессия подобно подавленной сексуальности способна вызвать , невротические заболевания, личностные расстройства.

Механизмы самозащиты

Психологическая защита – это механизмы самообмана, которые помогают нам «прятать» нежелательные воспоминания, уменьшать травматичные переживания, не осознавать собственные желания, которые противоречат нашему мнению о самих себе. К ним относятся:

  • Вытеснение: забываем то, что причиняет психологический дискомфорт.
  • Проекция: неосознанно приписываем собственные переживания, чувства, желания другим людям.
  • Сублимация: трансформируем нерастраченную энергию в разные виды деятельности (творчество, спорт).
  • Отрицание: игнорируем очевидные факты, защищая психику от травм.
  • Регрессия: приспосабливаемся к травмирующей ситуации, мысленно возвращаясь в детство (плачем, капризничаем, прячемся).
  • Рационализация: пытаемся разглядеть разумные доводы в ситуации провала или дискомфорта для того, чтобы сохранить .
  • Реактивное образование: подменяем поведения и чувства противоположными по смыслу (ненависть вместо ).

Психоанализ и психотерапия: в чем разница?

Психоанализ не является синонимом психотерапии. Это разные понятия. Более того, сторонники психоанализа называют его отдельной дисциплиной, не имеющей никакого отношения к психотерапии или психологии. А среди сходных дисциплин называют литературу, лингвистику, кибернетику, медиа.

Отец-основатель психоанализа подчеркивал его исследовательско-теоретическую природу. Позднее внутри этой теории образовалось несколько психотерапевтических школ и направлений. Но главная цель психоанализа не изменилась. Он дает возможность пациенту исследовать свою психику через погружение в бессознательное, открыть для себя внутренний мир.

Девять фактов о психоанализе:

  1. Сеанс психоанализа – таинство, в котором участвуют только клиент и психоаналитик.
  2. Личность психоаналитика – один из главных инструментов в психоаналитической работе. Он должен вызывать полное доверие у пациента, чтобы совместно переживать самые потаенные конфликты и трагедии.
  3. Положение пациента лежа на кушетке – еще одно отличие психоанализа от других методов психотерапии, где пациент и психолог располагаются лицом друг к другу.
  4. Психоанализ отличается личностной ориентированностью. В центре исследования находится личность в целом с ее «хорошими» и «плохими» проявлениями.
  5. Психоаналитический сеанс сразу не даст заметного облегчения пациенту. Наоборот, болезненные процессы могут обостряться и доставлять дополнительные страдания.
  6. Работа идет по всем направлениям: с личностными расстройствами, психологическими проблемами, со всеми, кто хочет получше понять себя. Психоаналитики не работают только с психически больными людьми, которые нуждаются в медикаментозном лечении.
  7. Опытный психоаналитик может реконструировать события прошлого по обрывочным воспоминаниям, фрагментам сновидений, поведенческим , оговоркам, забытым намерениям. Но на это понадобится время.
  8. Частота сеансов: 1-5 в неделю. Длительность терапии: от 4 до 7-10 лет.
  9. При длительном взаимодействии с психоаналитиком, пациент может испытывать разные чувства к аналитику (в том числе сексуальное влечение). Но это – один из важных этапов работы с бессознательным, описанный как реакция переноса и контрпереноса.

Сегодня доказано, что Фрейд во многом ошибался, и большинство его постулатов сегодня признаются несостоятельными. Признавать ученого гением или нет, личное дело каждого. Но нерационально делать две вещи: а) всерьез воспринимать все первоначальные теории; б) недооценивать вклад Фрейда в психологию, философию и медицину. Все же в свое время психоанализ стал революцией в психологии.

Психоанализ, как теория человеческой психики и вид терапевтической практики был основан Зигмундом Фрейдом в конце XIX века и продолжает активно развиваться психологами в настоящее время. Психоанализ имеет четыре основные области применения:

  1. в качестве теории того, как работает разум;
  2. в качестве метода лечения психических проблем;
  3. как метод исследования;
  4. как способ рассмотрения культурных и социальных явлений: литературы, искусства, кино, театра, политики.

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия рекомендован прежде всего для тех, кто чувствует себя захваченным повторяющимися психическими проблемами, которые препятствуют развитию потенциала и нарушают опыт достижения удовлетворения в отношениях с близкими людьми, семьей и друзьями, а также достижению успеха и самореализации в своей работе, решения повседневных задач.

Беспокойство, запреты и депрессии часто являются признаками внутренних конфликтов, которые приводят к трудностям в отношениях, влияя на личные и профессиональные решения. Корни этих проблем часто находятся глубже возможностей естественного осознания и поэтому оказываются неразрешимыми без психотерапии.

С помощью психоаналитика пациент может получить новое понимание о бессознательных частях этих нарушений. Разговор с психоаналитиком в безопасном атмосфере ведет пациента к все большей осведомленности о своих ранее неизвестных частях внутреннего мира (мысли, чувства, воспоминания, мечты), давая облегчение от психической боли, способствуя развитию личности, и получая опыт осознанности и самокоррекции, который помогает укрепить доверие пациента в достижении собственных целей в жизни. Эти положительные эффекты психоанализа продолжают развиваться и после завершения анализа.

Основные открытия и нововведения Фрейда

Работая с больными истерией пациентами, Фрейд пришел к пониманию, что в симптомах, от которых страдали истерики, воплощается смысл, одновременно и скрытый и явный. Со временем он обнаружил, что все невротические симптомы являются посланниками, несущие вытесненные, а значит бессознательные психические содержания. Это подтолкнуло его к разработке «лечения разговором», который произвел революцию в отношениях между пациентом и терапевтом. Фрейд видел своих пациентов шесть раз в неделю, слушал и отвечать им на то, что они говорили ему, когда они лежали на кушетке. Приглашая пациентов высказывать все, что приходило голову, Фрейд получал ассоциации, которые вели к подавленным детским переживаниям, желаниям и фантазиям, ставших источником бессознательных конфликтов. Когда эти конфликты осознавались, они могли быть проанализированы, в следствии чего симптомы растворялись. Эта процедура стала не только мощным методом лечения, но и эффективным инструментом для изучения человеческой психики, которая привела к разработке все более сложных психоаналитических теорий о том, как работает разум, а в последние годы и исследованиям на новом поле — нейропсихоанализу.

Первые открытия Фрейда привели его к некоторым новаторским концепциям:

Бессознательное . Психическая жизнь выходит за рамки того, что мы можем непосредственно сознавать, и за рамки того, что мы могли бы потенциально осознать, приложив усилия (рамки предсознательного). Большая часть нашего ума находится в бессознательном состоянии, и это часть доступна только с помощью психоанализа.

Ранние детские переживания являются сплавом фантазий и реальности; они характеризуются страстными желаниями, необузданными порывами и инфантильными тревогами. Например, голод вызывает желание поглотить все, который при этом сосуществует со страхом быть поглощенным окружающими. Желание контроля и независимости сплавлено со страхами манипулирования или бросания. Сепарация от заботливого окружения угрожает остаться покинутым, беспомощным и одиноким. Любовь одного родителя грозит риском потери любви другого. Ранние желания и страхи приводят к конфликтам, которые, когда они не могут быть решены, подавляются и становятся бессознательными.

Психосексуальное развитие. Фрейд обнаружил, что поступательное созревание функций организма, сосредоточенные в эрогенных зонах (рот, анус, гениталии), происходит параллельно с удовольствиями и страхами, получаемыми в отношениях с заботящимся окружением, и с развитием структур психики ребенка.

Эдипов комплекс является основным комплексом всех неврозов. Ребенку в возрасте от четырех до шести становится известно о сексуальном характере отношений родителей, из которых он исключен. Возникшие чувства ревности и соперничества должны быть разъяснены, вместе с вопросами о том, кто мужчина, а кто женщина, кого любить и на ком жениться, как происходит зачатие ребенка и как происходит рождение, что ребенок может делать по сравнению со взрослыми или не может делать. Решение этих сложных вопросов будет формировать характер взрослого ума и Супер-Эго.

Вытеснение сила, которая удерживает в бессознательном опасные фантазии , связанные с неразрешенными детскими конфликтами .

Сновидение как исполнение желаний . Чаще всего сновидения выражают выполнение инфантильных сексуальных желаний или фантазий, которые скрываются в абсурдных, странных и бессмысленных сценах, требующих анализа, чтобы выявить их бессознательное значение. Фрейд назвал толкование сновидений королевской дорогой в бессознательное.

Перенос является вездесущей тенденцией человеческого ума в рассмотрении и определении какой-либо новой ситуации в шаблонах предыдущего опыта. В психоанализе перенос имеет место, когда пациент рассматривает аналитика, как родительскую фигуру, с которой могут вновь воскреснуть основные инфантильные конфликты или травмы, как будто это происходит в оригинальных детско-родительских отношениях.

Свободные ассоциации описывают появление мыслей, чувств и фантазий, когда они свободны от ограничений страха, вины и стыда.

Эго, Ид и Супер-Эго . Эго — это структура психики, определяемая сознанием, осуществляющая вытеснение, интегрирующая и консолидирующая различные импульсы и тенденции прежде, чем они будут переведены в действие. Ид является бессознательной частью ума, место вытесненных и непознаваемых следов памяти о раннем периоде жизни. Супер-Эго — руководитель ума и совести, хранитель запретов, которых нужно придерживаться, и идеалов, к которым необходимо стремиться.

Развитие психоанализа после Фрейда. Современный психоанализ


Классические и современные Фрейдисты
. Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал модель психики с несколькими основными теоретическими предположениями: душевная жизнь питается энергией двух базовых влечений (в ранней теории это сексуальное влечение и влечение я или самосохранение; в последующем пересмотре это влечение к жизни и влечение к смерти, или либидо и агрессия). Эти влечения отражают определенные требования тела к психике, выраженные в желаниях и потребностях, стремящихся к определенным объектам, которые могу принести удовлетворение. Результаты этих взаимодействий (включая представления о важных объектах и отношениях) структурируют всю психику, создавая все более сложные комплексы и образования, которые в конечном счете разделяются на три основные части. В своем первой топографической модели Фрейд говорил о системах бессознательного, предсознательного и сознательного; во второй структурной модели он говорил уже об Эго, Ид и Супер-Эго. Структуры психики регулируют энергию влечений в соответствии с принципом удовольствия (гомеостаз). Метапсихология психоанализа выражает психические функции в связи с их динамическими (дисков), экономическими (энергия), топическими (структуры) аспектами.

(1873-1933) и венгерская школа психоанализа подчеркнули важность рассмотрения и признания реальной детской травматизации, специфических ранних отношений мать-ребенок, включающих «путаницу языков» (путаница между детской потребностью в привязанности и сексуальными потребностями взрослого), которые серьезно влияют на психическое развитие, а позднее и на психопатологию. Ференци сосредоточился на взаимных, интерсубъективных процессах между пациентом и аналитиком, и на важной роли честности и внутренней работы (самоанализ) аналитика в аналитическом взаимодействии.

Эго-психология . Анна Фрейд (1895-1982), Хайнц Хартманн (1884-1970) и некоторые другие аналитики сосредоточили свое внимание на деятельности сознательного и бессознательного Эго, на особой роли Эго в бессознательных защитах, влиянии защит на психические процессы. Хартманн описал бесконфликтные зоны Эго, которые выполняют такие важные задачи, как осознанность, моторная функция, логическое мышление, речь, сенсорное восприятие и проверка реальности — все это жизненно важные функции, которые могут быть повторно втянуты в невротические конфликты. Путем систематического анализа защит, психоанализ ориентируется на укрепление Эго пациента, чтобы увеличить контроль импульсов, усилить способность к разрешению конфликтов, способность переносить разочарования и болезненные аффекты. Хартманн добавил к четырем фрейдистских метапсихологическим моделям генетическую и адаптационную модели.

Классические и современные кляйнианцы . Мелани Кляйн (1882-1960) концептуализировала раннее младенчество, когда начинают проявляться примитивные импульсы, как опыт ранних объектных отношений. Направленное внутрь влечение к смерти воспринимается как атакующая сила и вызывает персекуторную тревогу (страх уничтожения). Деструктивные импульсы фантазийно помещается во вне (проекция) в разочаровывающий объект (плохая грудь), сопровождаемые страхом возмездия. С другой стороны, удовлетворяющий объект (хорошая грудь) идеализируется и отщепляется от плохого объекта. Эта первая фаза называется параноидно-шизоидная позиция, которая характеризуется расщеплением, отрицанием, всемогуществом, идеализацией, а также проекцией и интроекцией. Растущий способность Эго к интеграции приводит к депрессивным тревогам, когда деструктивные импульсы повреждающие хороший объект (грудь) вызывают желание возмещения (репарации). Эта вторая фаза называется депрессивной позицией. Современная кляйнианцы признали, что эти фазы не ограничиваются младенчеством, но образуют непрерывную динамику в психике между сменой то параноидно-шизоидной, то депрессивной позициями.

Бионовское ответвление кляйнианской школы . Уилфред Бион (1897-1979), продолжая исследования и Фрейда и Кляйн разработал новый язык для собственной теории мышления. Он выдвинул идею, что психика младенца сперва сталкивается с сырыми чувственными впечатлениями и эмоциями, которые он назвал бета-элементы. Эти элементы не несут смысла и должны быть переработаны. Важной является роль заботящегося объекта (контейнера — container), который принимает бета-элементы (content — принимать), перерабатывает и преобразует их в альфа-элементы, и возвращает ребенку. Младенец интроецирует их вместе с преобразующей альфа-функцией, таким образом развивая собственную альфа-функцию — способность к символизации, запоминанию, мечтанию и размышлению. Психические патологии рассматривались им в связи с нарушениями в этих основных функциях мышления.

Теория объектных отношения Винникотта. Дональд Винникотт (1896-1971) описал как осуществление удерживающей среды (холдинг) «достаточно хорошей матери» позволяет младенцу создавать представления о себе и других. В переходном пространстве между младенцем и матерью ребенок находит и создает переходные объекты (например, любимое одеяльце), которые осуществляют функцию матери, но не являются ею. Это переходное или потенциальное пространство между субъективной внутренней реальностью и объективно воспринимаемой внешней действительностью становится доступной в качестве внутреннего пространства, где возможно переживание жизни, создание новых идей, образов, фантазий, искусства, формирование культуры. Если мать эмпатично отвечает на спонтанные жесты младенца, у ребенка развивается истинная самость со способностью к игре и творчеству. Однако, если мать постоянно неверно истолковывает жесты младенца в соответствии с ее собственными потребностями, истинная сущность ребенка остается скрытой под щитом ложной самости, помогающая выжить, но вызывающая в последующем развитии ощущение нереализованности, неспособности быть настоящим.

Французский психоанализ бурно развивался в диспутах с Жаком Лаканом (1901-1981) и его идеями (значение языка, фаллоса, желания и Другого, концепциями воображаемого, символического и [недостижимого] реального). Его призыв к возвращению к Фрейду инициировал серьезные дебаты и разработки основных понятий Фрейда, и в конечном счете установил первостепенную роль фрейдовской метапсихологии в понимании человеческой психики. Это, в свою очередь, плодотворно повлияло на развитие новой концепции теории соблазнения, акцент на влечениях жизни и смерти, и теорию нарциссизма. Признание важности теории влечений обозначило акцент на сексуальности, субъективности, языке желания, структурирующей функции Эдипова комплекса, в частности с вниманием роли третьего в отношениях. Это привело к идее третичного процесса, в котором бессознательные (первичные) и сознательные (вторичные) процессы сосуществуют и творчески сочетаются.

Сэлф-психология была основана в Соединенных Штатах Хайнцом Кохутом (1913-1981), который исследовал индивидуальное чувство самости, в частности, в связи с развитием и регулированием нарциссизма. Он подчеркнул важную роль заботы, которую дают ребенку родители (а позднее аналитик), эмпатически отражая состояния ребенка и позволяя себя идеализировать (идеализированный, близнецовый переносы), тем самым поддерживая ребенка (позже пациента) в качестве сэлф-объекта, пока ребенок не усвоит (интернализует) свои регулирующие функции. Параллельно со структурной моделью Фрейда (Эго, Ид и Супер-Эго) и теорией влечений Кохут предложил собственную модель структуры Самости.

Психоаналитический метод

Психоанализ — лечение разговором, основан на методе свободных ассоциаций, фундаментальном правиле, когда пациента приглашают высказывать все, что приходит на ум, без таких ограничений, как: уместность, пристойность, чувство стыда или вины и других вариантов неодобрения. Придерживаясь этого правила, мыслительные процессы пациента создают удивительные связи, открывают недоступные сознанию взаимосвязи желаний и защит, приводят к бессознательным корням до сих пор неразрешимых конфликтов, которые начинают проявляться и оформляться в переносе. Прослушивание ассоциаций аналитиком происходит с помощью похожего психического процесса — свободно парящего внимания, когда аналитик следует за сообщениями пациента, замечая — порой как в грезах наяву — собственные ассоциации, в ответ на ситуацию пациента (контрпереносные реакции, то есть реакции на перенос пациента).

Интеграция всей полученной информации происходит посредством внутренней работы аналитика, оформляясь в картину переносно-контрпереносной ситуации, которая обнаруживает в терапевтических отношениях определенный гештальт (бессознательную фантазию), который в итоге совместно переживается и аналитиком и пациентом. С помощью интервенций аналитика — интерпретаций того, что происходит здесь и сейчас на сессии — возникнет новое понимание (инсайт) страдания пациента. Повторное применение нового понимания в похожих ситуациях, в которых возникают похожие конфликты, помогает пациенту в распознавании мыслительных процессов, порождающих конфликты. Разрешая эти конфликты и помещая их в перспективу, ум пациента освобождается от старых запретов, открывая место для нового выбора.

Сеттинг

Описанный выше метод лучше всего применяется в классической условиях: пациент комфортно лежит на кушетке, высказывая все, что приходит на ум, не отвлекаясь на аналитика, который, как правило, сидит позади кушетки. Это позволяет обоим участникам психоанализа погрузиться в выслушивание и вчувствование того, что происходит на сессии. Пациент погружается в свой внутренний мир, возрождая воспоминания, возвращаясь к важным переживаниям, рассказывая о снах и фантазиях — вынося все, что поможет пролить свет на жизнь пациента, его историю, работу ума.

Аналитические сессии длятся, как правило, 45 — 50 минут. Все соглашения об условиях (расписание, частота посещений, плата за сессию) обсуждаются с самого начала анализа и обязательны как для пациента, так и для аналитика.Сроки для окончания анализа трудно прогнозировать — в среднем для классического анализа можно ожидать от трех до пяти лет. Тем не менее, пациент и аналитик свободны в любое время решить, прервать или прекратить анализ.

Классическая психоаналитическая терапия предназначена для реализации потенциала взрослого пациента-невротика, который в целом адаптирован к требованиям современным жизни и работы. Для того, чтобы углубить аналитический процесс, психоаналитические сессии осуществляются три, четыре или пять раз в неделю. Высокая частота психоаналитического лечения применяется также для лечения психопатологий, например, тяжелых нарциссических и пограничных расстройств личности.

Психоаналитическая или психодинамическая психотерапия со взрослыми с более низкой частотой (один или два раза в неделю) может проводиться лицом к лицу. Цели терапии в этом случае в большей степени фокусируются на решении определенного рода проблем: трудности в отношениях или работе, депрессии или тревожных расстройства. Даже если происходят переносные и контрпереносные реакции в психоанализе, они не интерпретируются, рассмотривая и решая непосредственно текущие проблемы в жизни пациента. Иногда оба участника психоаналитической психотерапии могут решить на каком-то этапе лечения углубить работу и переходят к психоанализу с более высокой частотой.

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Как проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

По материалам книги Э. Берна

«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Последние материалы раздела:

Особенности выращивания и ухода за аглаонемой в домашних условиях Чем может быть опасна
Особенности выращивания и ухода за аглаонемой в домашних условиях Чем может быть опасна

Несмотря на то, что главная героиня нашей статьи является тропическим растением, уход за аглаонемой в домашних условиях не представляет больших...

Эпипремнум: выращивание и уход
Эпипремнум: выращивание и уход

Эпипремнум (Epipremnum) - травянистая многолетняя лиана из семейства Ароидных. По различным источникам насчитывается от 8 до 30 видов данного...

Большой психологический словарь - интерес Что такое интерес связать
Большой психологический словарь - интерес Что такое интерес связать

«Интерес» - один из тех терминов психологии, который мы чуть ли не каждый день употребляем в бытовом общении. Так же обстоит дело, например, с...